Автомобильный транспорт ГУСДС осуществлял перевозки по дорогам магистрального значения, временным автопроездам и автозимникам.
Часть автопарка использовалась на доставке грузов из Нагаево в горные управления ГУСДС, другая обеспечивала внутрихозяйственные потребности предприятий по перевозки руды, угля, дров, строительных материалов и др. Основной особенностью грузоперевозок описываемого периода являлась перевозка штучных много тоннажных грузов, таких как котлы, паровозы, трансформаторы. Горючие транспортировалось в цистернах или в бочках, и составляло около половины всех перевозимых грузов. Из Нагаево вывезено в 1941 году около 237 тыс. т. различных грузов, в 1942 – 202, в 1943 – 136, в 1944 – 151.
Опора на свои силы, на местные виды топлива стала актуальной для автотранспорта «Дальстроя». В связи с этим для экономии жидкого горючего, доставляемого на Колыму, значительная часть карбюраторных машин была переоборудована на газогенераторные. Топливом для них служила сухая чурка, торф и тот же уголь. За годы войны в системе ГУСДС переделано из карбюраторных в газогенераторные 1510 автомашин. В результате действий специальных «чуркокомбинатов», обслуживающих автобазы Колымы были уничтожены тысячи кубометров лиственного леса вдоль по Колымской трассе, что привело впоследствии к серьезным нарушениям экосистемы региона.
В целях увеличения грузоподъемности автомашин в ГУСДС начали внедрять полуприцепы и 3-х осные автомашины (3-я ось устанавливалась на автомашины ЗИС- 5 и ЯГ-4). Автомашины ЗИС-5 составляли 90% автопарка «Дальстроя», большинство из них эксплуатировались с нагрузкой 6 т. для карбюраторных автомашин и 5 т. для газогенераторных.
Автотранспорт ГУСДС в описываемый период располагал 7-ю крупными автобазами, 9-ю ремпунктами и др. Состав автопарка ГУСДС в 1942 году насчитывал 3655 автомашин, в 1943 – 3372, в 1944 – 3426, в 1945 – 3225.
За годы ВОв на ремонтных предприятиях ГУСДС осуществлен капитальный ремонт 2752 автомобилей. Для поддержания автопарка в эксплуатационном состоянии широко применялась реставрация окончательно изношенных деталей, а также налажено восстановление авторезины. Однако из-за жесткой эксплуатации автомашин при низких температурах и бездорожью большая часть автопарка находилась в не рабочем состоянии. Помимо этого в автопарке ГУСДС преобладали автомашины средний пробег которых, достигал 170-180 тыс. км.
До войны «Дальстрой» ежегодно получал 900 – 1000 автомобилей, то в 1942 только 28. В 1944 году для обновления автопарка на Колыму завезли следующие автомашины: «Студебекер» — 391 шт., «Даймонд» — 50, «Рио-Каменс» -— 4. Транспортер «Даймонд» был предназначен для перевозки танков, самоходных артиллерийских орудий, а также различных грузов массой до 40,8 т. Установка специальных кузовов и вагонов, изготовленных заводом №2, позволила увеличить полезную нагрузку автопоезда до 52 тонн.
Для эксплуатации большегрузных автопездов на Колыме построена специальная сеть бензозаправочных станций, а также проведена реконструкция производственных цехов на автобазах № 2 и № 5. На 1. 1. 1945 года в автопарке ГУСДС насчитывалось 56 автопоездов «Даймонд» и 711 автомашин «Студебекер». Эксплуатация автопоездов «Даймонд» показала их высокую рентабельность и значительные преимущества перед другими типами грузовых автомобилей. Однако нагрузки производимые автопоездами на дорожное полотно и инженерные сооружения Колымской трассы превышали допустимые нормы и приводили к их разрушениям.
Строительство автодорог на Колыме осуществлялось с 1941 по 1942 год Управлением дорожного строительства Юга и Управлением дорожного строительства Севера. В 1943 году проведена реорганизация дорожного строительства ГУСДС, образованы Управление шоссейного строительства дорог (УШОССДОР) ГУСДС и Управление дорожного строительства. УШОССДОР осуществлял эксплуатацию дорог магистрального значения Магадан-Кадыкчан (участок Берелех-Кадыкчан сдан в эксплуатацию в 1943 году), вел строительство Тенькинского участка Колымской трассы (Палатка — Нелькоба — Фролыч и Кулу — М. Расковой), а так же автопроезда Пестрая Дресва — Омсукчан. В задачу УДС входило: закончить строительство автопроездов: Алдан — Адыгалах и Кадыкчан — Нера, а также сдать в эксплуатацию участок дороги Чай-Урья — Кадыкчан и др.
Автор статьи: Навасардов Александр Сергеевич
научный сотрудник, кандидат исторических наук