Поселок и рудник имени Белова. 1954-55 годы. Из фондов МОКМ.
В 1946 году на руднике имени Белова решили заложить капитальную шахту, а для транспортировки руды на обогатительную фабрику построить канатную подвесную дорогу.
Летом 1947 года строители дружно взялись за дело и вскоре горняки могли увидеть семь деревянных опор, воздвигнутых по намеченной трассе подвесной дороги.
Но довести до конца начатое строительство подвесной дороги не пришлось. Вскоре выяснилось, что шахта на этом месте закладываться не будет. Само собой разумеется, строители приостановили работу, а стоимость семи поставленных опор приняли на свой баланс.
Строители покинули недостроенный объект, возведённые опоры взяли под охрану три сторожа. Поочередно в течение трех лет они несли свою круглосуточную вахту, охраняя несколько бревен. Выплачивая сторожам аккуратно заработную плату, процентные надбавки и все, что положено, в строительном управлении руководители чувствовали угрызения совести по поводу такого, по меньшей мере, неразумного расходования государственных средств.
— Не проще ли было бы разобрать эти семь опор, снять охрану и прекратить дальнейшие расходы? — рассуждали самые благоразумные из строителей.
Кое-кто пытался заговорить об этом вслух, но всякий раз на них махали руками и говорили:
— Подождите … Строительство будет возобновлено!
А тем временем сторожа по-прежнему аккуратно получали зарплату. Иногда, если позволяла погода, они выходили из своего общежития и довольные посматривали на небо, а затем… на семь уныло стоящих опор, которые со временем потеряли свою стройность.
Наконец, начальник Промжилстроя написал рапорт на имя заместителя начальника Дальстроя Перфилова с просьбой официально узаконить «консервацию» строительства дороги и решить вопрос о семи столбах. Но ответа на первый рапорт, написанный 23 февраля 1950 года, не последовало.
Второй рапорт на эту же тему в тот же адрес был послан 17 апреля 1950 года. Но и на него ответа не было.
Была предпринята третья попытка: «Дважды обращались к Вам по вопросу консервации канатной дороги на предприятия им. Белова, — писали строители — однако положительного решения от Вас не получили. В третий раз просим утвердить смету на консервацию канатной дороги. Против дальнейшего ее содержания, приносящего удорожание строительства в течение ряда лет, категорически возражаем».
И только на этот раз Перфилов собственноручно начертал на левом уголке репорта: «Консервировать не будем, об этом вам сообщено. Перфилов».
Такая резолюция никого не удовлетворила. Ведь ассигнований на стройку ни в 1949, ни в 1950 году не было, не предполагалось их и в 1951 году. И это вполне понятно, так как технический проект предприятия был давно изменен и никакой канатной дороги на этом месте не предусматривалось.
Переписка о злополучных опорах, тем не менее, продолжалась. Скрипели перья, стрекотали пишущие машинки, подшивались бумаги, но вопрос так и не решался.
Главный бухгалтер Промжилстроя Махров, например, сообщал об истории семи столбов главному бухгалтеру Дальстроя Ровняличеву. Заместителю начальника Дальстроя Кузнецову писал рапорт старший инженер технического отдела Клименко, побывавший в командировке на руднике имени Белова. Справку о расходах по содержанию дороги составили главный инженер Промжилстроя Хорошилов и начальник отдела управления Крылов, визу наложил заместитель начальника производственного отдела главка Князев. Приложил свою руку и начальник секретариата главка Крюков. В орбиту бюрократической переписки были втянуты инженеры-строители Радзивиллер и Кириллов. Щедро накладывал резолюции начальник строительного отдела Синкевич. Но дело так и не сдвинулось с места.
Хотя всё было предельно ясно. Рудник на предполагавшемся вначале месте закладывать уже никто не собирался. Значит начатую стройку, необходимо было официально законсервировать, а семь уже полусгнивших столбов списать с баланса и использовать на дрова.
Однако бюрократическая машина, пущенная в ход, продолжала свою работу, и на ветер летели государственные деньги: по справке бухгалтеров расходы на содержание семи опор в течение трех лет составили не один десяток тысяч рублей.
Только после публикации в газете «Советская Колыма» заметки о злополучных столбах бюрократический круг был разорван, и недостроенную канатную дорога на руднике имени Белова в начале 1951 года официально законсервировали и ликвидировали.