Первый начальник рудника имени Жукова Архип Яковлевич Архипов. Фото из газеты «Советская Колыма».
Август
Основываясь на материалах геологоразведки, в конце августа 1945 года своим приказом начальник Дальстроя обязал руководителей Тенькинского горно-промышленного управления открыть на Игуменовском рудник.
Были выделены три компрессора «ВВК-200», которые предписывалось срочно установить, чтобы как можно быстрее начать работы на руднике.
Октябрь
Начало строительства
Предварительные данные геологов свидетельствовали о том, что рудник, который решили назвать именем Маршала Жукова, сможет обеспечивать рудой обогатительные установки несколько лет подряд.
Первые горняки, а их было немного всего только 40 человек, прибыли на Игуменовский в начале октября 1945 года. С ними пришел и начальник рудника Архип Яковлевич Архипов. На месте, где должен был возникнуть рудник, ничего, кроме палаток разведчиков, не было. А уже наступили холода, вершины сопок покрыли снегом. Началась трудная пора строительства нового предприятия. По бездорожью, по топкому распадку пошли тракторы, автомашины с продовольствием и оборудованием для молодого рудника. Зазвенели топоры, завизжали пилы на постройке домов. Гулко прокатились по распадку первые взрывы — на склонах сопок началась проходка штолен.
Нужно было думать о производственных помещениях и хотя бы о минимуме жилого фонда для первой партии рабочих рудника, о первоочередных бытовых помещениях: столовой, бане, магазине.
Рудник это не прииск…
Но темпы строительства и организация рудника совсем не соответствовали ожиданиям руководства Дальстроя, который возлагал особые надежды на новый рудник.
При организации рудника сказалась сложившаяся, но не приемлемая для добычи рудного металла практика горняков, когда немедленно по приходе на новые места ставили прибор, монтировали движок, и вскоре по свежесбитой колоде с шелестом уже перекатывалась промываемая галя.
К сожалению «россыпные» традиции явились на Теньке коренными ошибками, которые затянули начало отработки нового месторождения на ключе Игуменовском. Прошло полтора месяца с того дня, как начальник Дальстроя издал приказ, но из трех компрессоров на рудник доставили только один, и тот до места не довезли. В управлении решили «довезти» компрессор до места трактором прииска «Пионер», вопреки желаниям начальника прииска. В результате ожидание трактора отняло несколько дней.
В начале октября штольни Игуменовского представляли собой ту же картину, что и при геологоразведке. Штолен как таковых не было, были только площадки, созданные руками разведчиков. Проводимые вручную работы продвигали штольни вглубь сопки на сантиметры.
Не добавляло темпов строительству и присутствие на руднике производителя работ стройконторы, который ожидал прибытия рабочей силы — вести строительство жилых и производственных сооружений было фактически некому.
Тем временем, отдел кадров Теньки присылал начальнику рудника Архипову семейных рабочих, хотя жилья на руднике катастрофически не хватало.
К этому моменту в делах Тенькинского управления уже было солидное количество приказов, распоряжений и переписки о создании рудника имени Маршала Жукова, но рудника существовал только на бумаге. В этом лично смог убедиться и главный инженер управления, который побывал на новом руднике.
Но, несмотря на неразбериху, отсутствие механизации и рабочей силы на руднике велись работы по организации добычи руды из траншеи. По руиной жиле зарезались подземные выработки. Добрался до места назначения и выделенный компрессор, ожидалось поступление ещё ряда необходимых механизмов.
К середине октября началось строительство корпуса фабрики, где в первую очередь планировалось установить мельничный агрегат и амальгамациоиные шлюзы.
Ноябрь
К ноябрю 1945 года партия Халдина значительно расширила перспективы участка, обнаружив здесь и другие рудные тела.
На базе нового месторождения продолжалось строительство рудника и фабрики им. Маршала Жукова.
Строительство рудника
Глухое и пустынное недавно верховье ключа Игуменовского преобразовывалось с каждым днем. Вблизи штолен был установлен и запущен в работу компрессор, способный обеспечить воздухом пять мощных молотков.
Колымская зима уже вступила в свои права, но глубокий снег, крепкий мороз и бездорожье были не в силах остановить работы, которые разворачивались на недавно пустынном ключе.
К этому времени на новый рудник уже был проложен хороший зимник, и по нему шли машины, груженные пиломатериалами, инструментом, различным оборудованием.
К жилищному строительству на руднике так и не приступили, строить дома было некому. Все силы строителей были брошены на возведение небольшого здания обогатительной фабрики на две чаши.
Строительство обогатительной фабрики
Строительство обогатительной фабрики велось силами Тенькинской строительной конторы (начальник А.М. Чураков, гл. инженер И.И. Линивец).
Строительство новой обогатительной фабрики строители Теньки вели, имея практический опыт, накопленный во время возведения обогатительной фабрики комбината Берия.
Не считаясь с временем и тяжёлыми условиями, люди работали в морозы и пургу, перевыполняя задания.
Руководитель стройконторы Чураков в интервью корреспонденту говорил о том, что его люди работают теперь, зная, с чего начинать и как проводить работу. Сам начальник стройконторы лично курировал строительство, проводя много времени на новом объекте.
К середине ноября стены корпуса фабрики уже были забраны под крышу, и плотники начали ставить стропила. Не ожидая окончания этой работы, землекопы одновременно копали котлованы под ряжи чаш.
Наряду со строительными работами производилась подготовка оборудования к монтажу. К этому времени коллектив центральных ремонтных мастерских Теньки уже отремонтировал обе чаши и их агрегаты были перевезены на рудник.
Подготовка компрессорный станций в ЦРМ Теньки для отправки на рудник имени Жукова. Ноябрь 1945 года. Фото из газеты «Советская Колыма».
Для обеспечения запуска новой фабрики в декабре, руководство ТГПУ прикрепило к строительству объекта начальника центральных ремонтных мастерских тов. Дементьева. Новому руднику мастерские оказали большую помощь, и она была ощутима на стройке — монтировались воздухопровод, небольшая электростанция — словом все необходимое для первоочередного пуска фабрики.
Мастерскими было отремонтировано первоочередное оборудование — валковая дробилка, амальгамационная бочка, другие механизмы и агрегаты, необходимые для запуска фабрики. На строительство был завезен весь необходимый инструмент. Забегая вперед, хочу сказать о том, что радость горняков от помощи ЦРМ ТГПУ вскоре сменится жестокими разочарованиями, но об этом чуть позже.
Новая фабрика находилась накануне пуска. Начальник фабрики Архипов от имени своего небольшого коллектива заверил управление, что задание будет выполнено в срок, фабрика в ближайшее время начнет перерабатывать добываемую руду, не дожидаясь, пока будут смонтированы и пущены чаши, в строй введут лабораторное оборудование: малую дробилку и амальгамационную бочку. Это должно было позволить фабрике ежесуточно перерабатывать до полутора тонн штуфной руды, которая добывалась наряду с проходкой штолен.
Первая очередь обогатительной фабрики должна была принята в эксплуатацию 10 декабря.
«Деревянный» рудник
Основным строительным материалом на Колыме в те времена был лес, из него возводились дома, строились промышленные здания и сооружения, крепились штольни. Не был исключением и рудник имени Маршала Жукова. Лесозаготовительный участок, где был хороший строительный лес, располагался недалеко от рудника. Там шла заготовка брёвен, стволы деревьев очищали от коры и доставляли к месту будущего строительства.
В скором времени в глухом распадке должно планировали начать строительство общежитий для горняков и обогатителей.
Декабрь
К середине декабря 1945 года планировалось, что рудник уже начнёт выдавать металл в счёт плана 1945 года. Но планы — планами, множество проблем, возникавших во время строительства жизненно важных объектов нового рудника, отодвигали сроки начала эксплуатации.
Неликвидная электростанция
Во время строительства и в начале работы рудника и обогатительной фабрики, электричеством их снабжала местная электростанция. К работе которой у горняков было много претензий.
Руководители Тенькинского горно-промышленного управления (ТГПУ) для электростанции рудника и фабрики дали дизель-генератор, отработавший целый сезон на прииске им. Буденного и требовавший капитального ремонта. Своими силами дизель на руднике отремонтировать было нельзя. Обогатители фабрики про него говорили: «Ни богу свечка, ни чёрту кочерга».
Срыв пуска обогатительной фабрики
Монтаж и пуск первой очереди был закончен досрочно (по плану первая очередь должна была принята в эксплуатацию 10 декабря.). Люди должны были начать монтаж второй очереди обогатительной фабрики.
Но случилось то, чего обогатители не ожидали. Пробный пуск оборудования первой очереди показал, насколько «хорошо» ремонтировались механизмы и агрегаты в цехах ЦРМ Теньки.
Дробилка Блека, проработав полчаса, остановилась. Сломался шатун — выяснилось, что в нем была трещина на половине тела. Сломанную деталь вернули в мастерские. Здесь изготовили новый шатун, но поставить его не удалось, так как отверстия оказались смещенными на 6 миллиметров. Прошлось на месте исправлять брак, допущенный центральными мастерскими. А так как на комбинате им. Жукова отсутствовало станочное оборудование, то работы велись буквально на «коленке». Это заняло трое суток. При повторном запуске дробилки вышел из строя роликовый подшипник трансмиссии, при осмотре выяснилось, что солидола в нём не было.
Такие же неполадки произошли и с питательной коробкой локомобиля. Присланную питательную коробку локомобиля не удалось установить на место также из-за смещения отверстий от центров на фланце. Пришлось снова вручную исправлять брак мастерских.
Запуск обогатительной фабрики
И всё-таки, усилиями монтажников и обогатителей, в конце декабря 1945 года на комбинате имени Жукова состоялось знаменательное событие, которое позволило комбинату начать полноценную работу — была запущена первая очередь обогатительной фабрики. Так об этом событии рассказывала Советская Колыма в номере от 29 декабря 1945 года: «Закончены все приготовления. Люди расставлены по своим местам. В небольшом, рубленом здании обогатительной фабрики молодого комбината им Маршала Жукова воцаряется необычная тишина.
Бегунные мельницы на руднике Холодном. Из фондов ГАМО.
Начальник комбината тов. Архивов подает сигнал. Начинают вращаться многотонные бегуны. Заработал насос, и в чашу пошла вода. Одновременно с ней под бегуны была засыпана первая порция руды.
Первая чаша нового рудного предприятия на Теньке пущена. Преодолены большее трудности монтажа. Коллектив монтажников — рабочих центральных ремонтно-механических мастерских — справился с возложенными на них задачами. Под руководством главного инженера мастерских тов. Скловского закончен монтаж чаши, которая теперь сдана в эксплуатацию. Первая очередь обогатительной фабрики нового предприятия на Теньке пущена».
Рудник и комбинат
Руднику имени Жукова было отпущено просуществовать с августа 1945 года по ноябрь 1945 года.
В связи со строительством и запуском в эксплуатацию обогатительной фабрики, которая была объединена с рудником, произошло и изменение статуса рудника.
В декабре 1945 года в периодической печати и документах можно уже встретить новое название — комбинат имени Жукова.
Жилищные условия на комбинате
Ситуация с жилым фондом на комбинате и в декабре 1945 года была близка к катастрофической. Рабочие и служащие жили в палатках и домиках таежного типа, без полов и потолков. Столовая размещалась в палатке, где было холодно и грязно.
Силы строителей были брошены в первую очередь на строительство обогатительной фабрики и сооружений комбината — руководство стремилось в первую очередь обеспечить выполнение плана добычи по золоту. Жилищные проблемы отошли на второй план.