Так уж случилось, что в массиве опубликованного материала о наших репрессированных в годы сталинского произвола согражданах, мало уделяли внимания педагогам. В то время как это самая преданная советской власти категория специалистов, которая профессионально поднимала авторитет правящей партии и призывала население, в том числе молодежь, к активному социалистическому строительству.
Неоценима роль национальной северной интеллигенции – учительства Колымы и Чукотки, сыгравшей роль ударной силы в деле переустройства жизни и быта коренных народов Северо — Востока в 20 — 50 – х годах прошлого века, перевода жителей тайги и тундры от кочевого образа жизни к оседлому, отказа от традиционного мышления в пользу марксистско-ленинского мировоззрения и подчинению европейской цивилизации.
Стремление быстрее построить социализм на отдаленной окраине России, не испытавшей процессы формирования буржуазного общества, административно-командные методы руководства в тоталитарном государстве трагически сказались на судьбах самих коренных народов Севера и тех, кто искренно верил в идеалы советской власти и партии большевиков.
В жизни каждого человека есть первый Учитель. И от того, каков он как личность и гражданин, зависит подготовка его воспитанников.
В начале ХХ века педагог на селе, особенно в районах Крайнего Севера, был одним из самых уважаемых граждан, с его мнением считалась местная администрация и односельчане.
До советской власти дело образования и воспитания молодежи на Колыме в ряде мест было поручено священнослужителям и учителям светских школ.
Тот, кто не ограничивался учебными программами, а вел большую общественную работу, направленную на расширение кругозора коренных жителей, их культурного и политического уровня, социальной значимости, естественно, пользовался любовью, уважением и доверием всех поколений северян, с которыми ему приходилось общаться.
Таков был Игнатий Афанасьевич Варрен. Он был не только учителем, его деятельность выходила за рамки просветительства, так как он был активным участником советского строительства, нового образа жизни для коренных северян. Варрен искренно верил в возможность достичь социальной справедливости в этом социалистическом обществе, ибо у него была педагогическая практика в условиях монархической России, реализующей типичную колонизаторскую политику на Северо — Востоке страны. Он был свидетелем и участником огромных социально-экономических изменений в крае в течение одного века, и он же стал жертвой утопического социализма, построенного тоталитарным режимом.
История его судьбы – это история Ольского района в ХХ веке, через его биографию покажем социально – экономические изменения, происходившие в среде коренного населения Охотского побережья в условиях перехода от одного строя к другому, от монархии к советской власти.
В конечном счете, наше повествование посвящено жизни человека, честно работавшего во имя будущего, Просветителя и активного участника поиска добра и справедливости, вписавшего своим трудом в историю культурного строительства на Колыме и Чукотке, славные страницы.