В государственном архиве Магаданском области хранятся документы Тауйской Покровской церкви о событиях с 1831 по 1924 годы. Есть там сведения о создании протоиереем Охотска Стефаном Поповым первого букваря на эвенском языке. Он же издал букварь в Москве в Синодальной типографии в 1858 году под названием «Тунгусский словарь с молитвами». Букварь был написан на основе церковно- славянского алфавита. Кроме того, на эвенском языке было издано еще несколько книг религиозного содержания, в частности, «Евангелие от Матфея», которое было подготовлено С. Поповым и отставным станичным старшиной Шелудяковым в 1854 году. Через пять лет там же издали «Русско-эвенский словарь» на 1500 слов. В основе этой работы была практика Попова и Шелудякова в Охотске, Тауйске, Гижиге.
1862 год стал первым годом деятельности светской школы в Гижиге, организованной на средства сельского общества и пожертвования мещан для 28 мальчиков, что явилось показателем осознанного понимания роли образования северной молодежи, подготовки собственных кадров для работы в уезде.
Разнообразие форм образования на Севере говорило о складывающейся демократизации в культурной жизни края. В 1885 году в Казани на съезде архиереев епархий, в которых было нерусское население, признали «Школы (церковно — приходские. Д.Р.) должны сделаться рассадником истинно-христианского благочестия, необходимо вести их к сознательному и сердечному усвоению религиозных истин. Самый правильный путь к достижению сей высокой цели должен состоять в неотделимости школы от церкви, чтобы церковное воспитание и школьное обучение шли рука об руку и нераздельно». Именно тогда признали необходимым приходскому духовенству изучать языки местного населения.
Якутский епархиальный миссионерский комитет в том же 1885 году обратился в Колымское окружное управление с просьбой: «Подобрать учителя, способного обучать учеников среднеколымского училища чукотскому языку». Такой педагог был найден, но ввиду отсутствия «переводов», возможности обучения на чукотском языке были ограничены лишь изучением чукотскими детьми «Присяги для принятия российского подданства»
В этом документе четко сформулированная программа определяла цели и задачи обучения и воспитания северной, национальной молодежи: « Уверяю именем бога создателя, что великому настоящему царю всей России Александру Николаевичу, его царской власти Александру Александровичу хочу быть верным, послушным, добрым, жить под его царской властью и вместе все мои домашние. В чужую землю ходить не буду, с неприятелями его царского величества власти не буду дружен. Все, что его царской власти принадлежит, по моему уму, как я силен предостерегать, жизни щадить не буду. Хочу повиноваться всей его царской власти. Узнаю вредное что — нибудь, худое про царя, донесу, не допущу; тайну какую дадут — хранить буду. Хочу всех так делать, как мне бог велит. Целую евангелие, крест моего создателя. Аминь».
Видимо, во исполнение распоряжений начальства в 1900 году в Москве Святейший Синод издал первый эвенско-русский словарь под названием »Краткий тунгусский словарь» – около 700 слов
Ольскую церковь начали строить в 1889 году. Первый ее священник Владимир Михальчук просил разрешения у епископа Камчатского, Курильского и Благовещенского Макария освятить «новостроящуюся Церковь Богоявления Господня», не дожидаясь завершения строительства. Но и 15 ноября 1895 года, вступив в заведование приходом, он доносил в Охотское благочиние «Церковь новая перешла в мое ведение без полов, без крыши на колокольне, без главного купола, окон и дверей». Спустя пять лет его преемник жаловался по инстанциям, что в Ольской церкви «гуляет ветер, на алтаре свечи задувает». Средний «кумпол» был устроен из ящичных досок. Полотняный иконостас, пожертвованный богатыми кочевниками братьями Хабаровыми Михаилом и Иннокентием, заказали в московской фирме, но его и в 1908 году не доставили на Олу.
10 октября 1902 года на Оле открыли школу грамоты. Относилась она к ведомству православного вероисповедания. Согласно положению о церковно-приходской школе срок обучения в ней достигал 4 лет. В программу вводились арифметика, рисование, рукоделие и даже ручной труд.13 подростков и одна девочка успешно занимались не только общеобразовательными предметами, но и активно участвовали в хоровом пении на клиросе местной церкви.
Детский хор был организован еще в 1898 году при Ольской и Ямской ЦПШ, что было новизной для учащейся молодежи Охотского побережья.
Однако, лишь в начале 20 века правительство согласилось с открытием для народов Севера министерских школ, освобожденных от церковного влияния. Так в Ольской школе 27-летний священник Иван Васильевич Поваренов, выпускник Казанской учительской семинарии, наряду с книгами церковного содержания, изучал с детьми труды К. Ушинского, произведения А.Пушкина, В.Жуковского, Н.Гоголя, Л.Толстого.
Пути развития школьного дела на Северо — Востоке наметили сами представители северных народов, собравшись на совещание «местных тойонов» в Петропавловске — Камчатском в 1912 году: «введение у ино- родцев всеобщего образования, открытие промысловых и ремесленных школ, устройство станций оленеводства, собаководства и рыболовства, упорядочение промыслов, организация дешевого кредита, развитие пароходных рейсов и пр.- вот те главные пути, которые могут остановить их вымирание, приблизить к русской культуре».
К 1913 году на Оле открыли туземное приходское начальное училище, в котором начал свою работу выпускник двухгодичных учительских курсов в Петропавловске– амчатском Игнатий Афанасьевич Варрен, легендарный педагог, обучавший ольскую молодежь до 1938 года, получивший от советской власти звание «народный учитель» и расстрелянный через год, как «враг народа». Память о нем увековечена в названии Ольской районной библиотеки.
Так на Охотском побережье, в окрестностях будущего областного центра – Магадана, осваивалась землепроходцами и мореплавателями огромная территория, формировалась культура населения Северо – Востока России в ХVII- начале ХХ веков.