К.А. Новикова записала в 1946 году еще одну легенду эвенов о прошлой их жизни с коряками.
Старые люди так рассказывают об этих войнах.
Коряки жили около берега моря вокруг полуострова Кони и по реке Ояри. Жили стойбищами, в землянках. Оленей не держали. Но у всех были хорошо обученные ездовые собаки. Коряки жили оседло. Больше охотились на морского зверя, чем на таежных зверей. И часто воевали с орочами.
Коряки имели в то время стрелы с китовыми или каменными наконечниками и луки. У орочей уже были железные наконечники у стрел , а так же железные пальмы и копья.( Пальма — большой односторонний нож на длинном древке)
Орочи убивали только коряков-мужчин, а женщин и детей брали в плен. Часто детей, оставшихся без отцов и матерей, воспитывали в своих семьях. Одежда у орочей была из шкур. А у коряков, кроме повседневной одежды, еще имелась защитная одежда, — панцирь из китовой кости, которым они защищали свою грудь от стрел.
Коряки не нападали на орочей сразу. Предварительно они целыми днями выслеживали орочей, сидя на вершине горы или на небольшой возвышенности.А с наступлением темноты незаметно подкрадывались к юрте, привязывали ремни к жердям юрты над дымовым отверстием, а затем дергали в разные стороны. Юрта падала. Тогда они убивали всех обитателей юрты-женщин, детей, стариков, старух. Оставляли только собак. Имущество и оленей забирали с собой. Это был у коряков самый распространенный способ нападения.
Орочи – кочевой народ. Жили они в ровдужных юртах. В поисках богатой добычи прикочевали они к берегу Охотского моря, где и остались навсегда. Однажды подошли орочи к одной реке. У устья ее остановились. Один из орочей заглянул в реку, а в ней так много было рыбы, что он не выдержал и закричал: «Олла, олла! « (в переводе с эвенского означает «рыба»)
С тех пор эту реку называют Олой. Стали орочи ловить рыбу, и пять дней не ходили к своим оленям, которых они отпустили. А на шестой день схватились, ни одного оленя не нашли. Так навсегда потеряли они своих оленей и стали жить оседло на реке Ола.
Другая группа орочей, кочуя по тайге, встретила нюрамней (название одного из эвенских родов). С ними началась вражда. Много орочей и нюрамней погибло в то время. Орочи не знали, что это за люди и откуда они. Эти люди совершенно незаметно подкрадывались к орочам и убивали их. Иногда неслышно уносили стрелы и луки у спящих и даже сидящих орочей. В результате борьбы жизнь стала настолько трудной, что орочи уходили к морю.
На берегу моря они также встретили незнакомых людей и решили, что опять нюрамни. Но это были коряки. Коряки же были испуганы и обеспокоены тем, что пришельцы отнимут у них место, которое богато рыбой и зверем.
Коряки решили не уступать. Собрались они в местности Нарбагян, в бухте Намнгыл (Намгныл — бухта Средняя, Нарбагян — в переводе с эвенского «место залегания нерп») Решили договориться с орочами и сообщили им об этом. Приготовили коряки в Ямске большую землянку. Решили устроить угощение орочам. В землянке собралось много орочей. Пришли главным образом сильные и смелые люди. Ничего не подозревая, орочи стали есть. И тогда на них напали коряки. Много безоружных людей перебили коряки в той землянке. Один только уцелел, он выпрыгнул через дымовое отверстие.
После такого обмана орочи окончательно решили уничтожить коряков. Собрались они под руководством Чогачана и Хидмучана (герои эвенского фольклора) и в местности Нярбаган нашли коряков. Подкрались к ним и прижали их к морю. Коряки, попав в западню, стреляли до последней стрелы. У коряков был такой закон: попадая в опасное положение, стреляли, последними стрелами убивали друг друга, чтобы не попасть в плен к врагу.
Двинулись затем орочи дальше к бухте Намнгныл. Прибыли туда ранним — ранним утром, когда только начало светать. Орочам удалось подойти незамеченными, очень близко. Началась перестрелка. И вот Хидмучан сказал Чогачану: «Не будем сейчас стрелять, а то кончатся все стрелы. Побежим лучше и изредка будем стрелять. Коряки тогда усилят стрельбу, и у них кончатся все стрелы. Вот тогда мы и нападем на них». Побежали вперед, изредка стреляя. И действительно, коряки стали стрелять сильнее, и скоро стрелы у них все кончились. Тогда орочи со своими героями-молодцами Хидмучаном и Чогачаном погнались за убегавшими коряками, пуская в них стрелы и убивая их. Ни один коряк не сумел убежать. Всех убили орочи. А потом искали спрятавшихся коряков. И, если находили, также убивали.
Однажды на обрывистом берегу орочи нашли двух людей, один был старик, другой — совсем молодой. Догадались, что это отец с сыном. Старик сказал, что его зовут Каддяк. Забрали орочи Каддяка с сыном в плен. Много лет жил Каддяк с сыном у орочей. Каддяк и его сын хорошо научились говорить по — орочельски. Коряки с орочами продолжали враждовать и убивать друг друга. Но орочи уже не знали, где скрываются коряки. Однажды Каддяк с сыном исчезли. Долго орочи искали их, но не могли найти их.
Оседлых орочей стало к тому времени еще больше. Они имели своего военоначальника по имени Мэнэньдя, который был хорошим охотником на морского зверя. Собрал как-то Мэнэньдя людей и поехал на лодках охотиться на нерп. Женщины все же остались собирать ягоды. Через три дня охотники вернулись. Еще подъезжая к дому, они увидели множество кружащих ворон. Подъехали ближе, увидели сидящую на берегу женщину и подумали, что их встречают. Когда же высадились на берег,Мэнэндя подошел к той женщине и увидел, что это его мертвая жена. Живот у нее вспорот, а на руках — мертвый ребенок. Постояв некоторое время около жены, Мэнэньдя пошел дальше, едва передвигая ноги. Кругом лежали женщины, многие были мертвые, многие тяжело ранены, У одних выколоты глаза, у других переломаны руки и ноги, у третьих вспороты животы.
Мэнэньдя ходил среди раненых женщин. Подошел он к одной из умирающих женщин и спросил ее:
-Кто вас замучил?
-Сын Каддяка,- только успела ответить женщина.
-Я съем сердце у живого Каддяка!, — крикнул во весь голос Мэнэньдя.
На другой день трое орочей, самых храбрых и смелых, отправились искать Каддяка.
Вскоре недалеко от местности Атарган (вблизи Олы) они нашли в пещере жилище Каддяка. Орочи окружили пещеру со всех сторон. Тогда старик Каддяк говорит своему сыну:
-Я стар стал, и мне все равно время умирать, а ты должен жить. Спрячься на моей спине, сожмись в маленький комочек. Когда я выскочу из пещеры, в меня будут пускать копья. Тогда ты прыгай и постарайся использовать всю свою ловкость.
Сын Каддяка спрятался на спине, сжался в комочек и притаился. Старик выскочил из пещеры. Его стали колоть копьями. А сын прыгнул со спины отца далеко на берег моря и побежал. Все трое орочей заметили его и погнались за ним. Долго бежали. Двое отстали. Остался только один, который бежал очень близко и все пытался ударить его. Но это ему не удалось сделать — сын Каддяка прыгнул на противоположный берег реки. Тогда он бросил в сына Каддяка ножом, но промахнулся. Как только нож упал на землю, Каддяк схватил его и тотчас бросил в ороча. Тот побежал обратно. Оглянулся — Каддяк за ним не гнался.
Тогда ороч остановился передохнуть.
«Как же это я, — подумал он, — меня считают сильным и ловким, а я упустил Каддяка! Что же я скажу, возвратясь домой?».
Ударил он себя кулаком по носу — кровь пошла из носа. Этой кровью он вымазал себе руки и рукава и отправился домой.
Дома Мэнэньдя спросил его:
— Убил ли ты Каддяка или нет?
-Как же его не убить, — ответил он, — убил и нож оставил ему на память! Если не веришь, посмотри на мои окровавленные руки.
Мэнэньдя поверил ему.
А коряки все так же приходили и убивали орочей. Грабили их, уводили оленей. Орочи же не знали, где прячутся оставшиеся в живых коряки.
Однажды две девушки отправились в Халкамчу (местность вблизи Олы) за орехами. Собирают они орехи и видят – подошел к ним какой-то высокий мужчина и спросил: «Вы знаете меня?».
-Нет, не знаем! – ответили девушки.
Я сын Каддяка, — ответил незнакомец, и показал им нож, украшенный орнаментом, — Этот красивый нож, — продолжал он,- подарил мне один храбрый ороч. Идите и передайте все Мэнэньде.
Тотчас девушки побежали домой. Дома рассказали все своему начальнику. Мэнэндя рассердился. Сначала убил обманщика — храбреца, а потом собрал всех мужчин и сказал, что приходил сын Каддяка. Решили тогда, что нужно послать трех храбрецов отыскать Каддяка — младшего.
На поиски отправились Хидмучан, Чогачан и Мэнэньдя. С ними поехала Хунмань, женщина — шаманка. Быстро едут, каждый день по три перехода делают. (Переход — по эвенски «нулгэ» означает расстояние от одного отдыха до другого, приблизительно 10-15 километров) Далеко вперед ушли. Хунмань каждый вечер шаманила, что-то напевая. Она помогала найти сына Каддяка. Шли, шли и, наконец, около большой горы увидели бегущего сына Каддяка. Он тащил на спине барана и гнался за другим. Его собака нагнала барана, и он пристрелил его. Затем он стал разжигать костер, решив остановиться на ночлег. А пришедшие храбрецы стоят и следят за Каддяком — младшим. Потом стали тихонько подкрадываться. Ближе всех к костру сына Каддяка подполз Хидмучан. Он перерезал собаке горло, затем тетиву лука сына Каддяка, а концы стрел поломал. Сын Каддяка ничего не слышит, спит.
Позвал Хидмучан товарищей. Подошли они к спящему. Тогда Мэнэньдя схватил сына Каддяка за руки, да так , что тот сразу же проснулся, вскочил и сказал:
-Разожми немного руки, а то переломишь.
Мэнэньдя немного разжал свои руки. А затем повели сына Каддяка к себе.
Стали орочи расспрашивать его, где прячутся коряки. Но Каддяк – младший сказал:
-Лучше убейте, все равно ничего не скажу!
Заставили Каддяка выпить вина. Он опьянел, тогда его опять спросили, где прячутся коряки.
Рассказал им все сын Каддяка. Мэненьдя и спрашивает его:
А ты действительно сын Каддяка?
Ну да! – отвечает Каддяк — младший.
Мэнэньдя опять спросил:
— Это твой отец убил мою жену?
-Да! – ответил сын Каддяка.
Мэнэньдя ударил Каддяка- младшего копьем в бок. Как только он упал, Мэнэньдя распорол ему грудь и тут же съел его сердце.
Затем все орочи пошли по тому пути, который указал сын Каддяка. Подошли к острову. Опять послали Хидмучана. Подкрался он к острову со стороны тайги. Около острова увидел много камней, сложенных в виде изгороди. Он пошел вдоль камней, но так, что ни одного не задел. А ближе к морю нашел двух спящих собак. Убил их обеих. Пошел дальше и нашел двух спящих мужчин. Их так же убил. Подойдя к самому берегу, дал знать своим товарищам, чтобы они шли к нему. На лодке переехали на остров и притаились.
Только успели они спрятаться, как на дерево забрался коряк и стал смотреть в их сторону. Долго смотрел. Потом на это же дерево забрались еще два коряка. Они также долго смотрели вдаль, а потом слезли и ушли в землянку. Через некоторое время из землянки выскочило множество коряков. В сторону приехавших посыпались, как снег, стрелы.
Хидмучан сказал Чогачану:
-Осторожнее, близко к камням не подходи, стрела отскочит от камня и попадет в тебя.
-Ничего не попадет! – ответил Чогачан, продолжая стрелять вблизи камней.
И действительно, одна из корякских стрел попала ему в бок под ребро. Раненый, он пошел к берегу и там увидел много корякских лодок, днища у которых были из шкур морского зверя. Изрезал Чргачан днища лодок острыми камнями.
Хидмучан стрелял, не двигаясь, с одного места. А когда кончились стрелы, пустил в него копье.
Коряки также стреляли до тех пор, пока не кончились стрелы. Когда стрел не стало, они бросились к лодкам — хотели спастись бегством. Но лодки, отойдя от берега, потонули в море.
Так уничтожили орочи коряков, которые жили на полуострове Кони. Забрали у них награбленное имущество, а оленей пригнали в Олу и поделили между собой.
Со временем эта вражда прекратилась, и коряки с орочами стали жить в одних селениях.