Строительство Тасканской ТЭС-2

Предположительное месторасположение Тасканской № 2.

Предположительное месторасположение Тасканской ТЭС № 2.

Для Северного горного управления (СГПУ) 1939 год ознаменовался расширением приисков, увеличением программы добычи металла и роста механизации, что требовало значительного расширения энергетической базы. К этому времени главным поставщиком электроэнергии для СГПУ оставалась Тасканская электростанция № 1 (ТЭС), мощности которой уже не хватало для производств Северного горного управления. 

Как выход из создавшейся ситуации было строительство Тасканской локомобильной электростанции № 2 (ТЭС). 

Немного о сметах и планах

Проектные работы по возведению ТЭС-2 были начаты ещё в 1938 году. В начале проектирования Тасканской локомобильной электростанции в качестве топлива был указал уголь. Какой именно уголь был указан и с какого месторождения — Зырянского или Эльгенского, сказать затрудняюсь.

Стоит отметить, что руководители Управления капитального строительства (УКС) не проявили особо рвения для выполнения поставленной задачи. Так, генеральный план строительства ТЭС-2 был получен строителями только 29 октября 1938 года. Отдельные проекты, а также сметы сомнительного качества поступили в Тасканскую стройконтору в ноябре и начале декабря 1938 года. При проверке одной из смет на объект стоимостью в 40 000 рублей был обнаружен просчёт на 16 000 рублей, что говорило о достоверности сметной документации.

А в феврале 1939 года было решено, что топливом для локомобильной электростанции будут служить дрова. Это вызвало переделку чертежей и заминку в строительных работах, а также дополнительное рытьё котлованов, расширение зольника и т. д.

Много претензий возникало у специалистов и к самому проекту. Из газетных заметок в «Советской Колыме»: «Проекты страдают недоработанностью. Проектировщик по только ему одному известным причинам поместил локомобиль большой мощности в самом конце дымохода (борова), тогда как его нужно было поместить первым от дымовой трубы. Деревянные пилоны находятся в опасной близости к борову, что может вызвать пожар. 

Проектная организация не учла опыта работающих на Колыме электрических станций. Предлагаемая конструкция шахтной топки на опыте эксплуатации ТЭС № 1 себя не оправдала. Несмотря на это, Монтажно-строительное управление предлагает устроить все топки такого типа. Это может привести к неприятным последствиям».

Только 27 февраля 1939 года Тасканской стройконторой был получены некоторые чертежи по электрической и тепловой части.

Какова должна быть мощность ТЭС-2? На начало проектирования планировалось, что мощность ТЭС-2 будет несколько меньшей, чем у действующей ТЭС-1. Напомню, что мощность первой ТЭС-1 была 1200 л.с. Однако, за время проектирования, в техзадании поменялось многое и в конечном проекте были совсем другие цифры.

На сданной в эксплуатацию Тасканской ТЭС-2 было установлено четыре локомобиля: три мощностью по 330 л.с. каждый и один мощностью в 600 л.с. Таким образом, суммарная мощность новой электростанции была 1590 л.с., что превышало показатели ТЭС-1.

Строительство

1938

Площадку под строительство локомобильной электростанции выбрали в районе слияния рек Таскан и Судар.

Первоначально окончание строительства и ввод в эксплуатацию новой электростанции были запланированы на апрель (май) 1939 года.

Основной рабочей силой на строительстве электростанции были заключённые УСВИТЛ. Большая часть строительных работ производилась за счёт мускульной силы, при малом уровне механизации.

По идее, все подготовительные работы по сооружению локомобильной станции должны были быть выполнены в период с августа по декабрь 1938 года с тем, чтобы в короткий срок возвести потом основные объекты и к апрелю 1939 года закончить строительство. Но по ряду причин, Тасканская стройконтора сделать этого не смогла.

1939

Январь 1939 года

К январю 1939 года строителям Тасканской ТЭС-2 так и не удалось получить от ОКС весь пакет документов на строящуюся электростанцию, так отсутствовали, например, проекты и сметы на высоковольтную линию передачи и так далее.

Несмотря на это, подгоняемая сроками Тасканская стройконтора начала производство ряда работ. При этом не исключалась возможность, что первоначальные указания относительно территории и размеров станции, а также направления линии передачи будут изменены. А это грозило внесением изменений в уже построенное, что автоматически привело к перерасходу средств, за которые кому-то пришлось бы отвечать…

В архивах Проектного отдела Дальстроя имелись все необходимые типовые проекты различных объектов, которые можно было подобрать ещё в августе 1938 года, при утверждении титульного списка. Но проектировщики как-то до этого не додумались и в результате одному из работников Тасканской стройконторы пришлось ехать в Магадан и просматривать архивы проектов самостоятельно.

Ещё одним дамокловым мечом над Тасканской стройконторой был вопрос а чем же будут топить станцию? Учитывая, что строительство уже началось, а ответа никто дать не мог…

В начале проектирования в качестве топлива был указал уголь, но со временем стали рассматриваться разные варианты — уголь Эльгенского месторождения, дрова или торф. 

При выборе древесного топлива необходимо было заранее выделять трактора и лошадей, чтобы заранее начать заготовку и доставку дров, для создания запаса при запуске станции.

Если в качестве топлива будет выбран уголь, то в этом случае было необходимо помимо строительства дороги между станцией и месторождением, создать автопарк для доставки угля с Эльгенского месторождения и обеспечить запас топлива для работы электростанции.

Стоило не забывать и то, что тип топлива также определял некоторые моменты в проектировании электростанции, но об этом, кажется, никто не вспоминал и это сыграло свою злую шутку.

Большие проблемы у строителей электростанции были и с техникой. Так, за 25 дней декабря 1938 года 5 изношенных тракторов отработали 362 часа и простояли… 2638 часов. Развал тракторного парка по большей части произошёл в связи с малоопытностью трактористов, износом тракторов и тяжёлыми условиями работы.

А такой чудовищный простой объяснялся отсутствием собственной ремонтной базы и квалифицированных слесарей. Приказом руководства Дальстроя ремонт тракторной техники Тасканской стройконторы должны был производить механические мастерские Тасканской электростанции № 1. Но руководитель электростанции Евдокимов, нарушая приказ руководства Дальстроя часто отказывался производить ремонт техники строителей или требовал за свои «услуги» 5-10 кубометров пиломатериалов.

На стройке также не хватало автомашин и гужевого транспорта. Лес подвозили с большими перебоями, и часть плотников, которых и так было мало, переводили на другие работы.

Март 1939 года

В марте 1939 года была остановлена первая электростанция Магадана и начался демонтаж трёх локомобилей, мощностью по 330 лошадиных сил каждый. 

Локомобили должны были быть отправлены на Тасканскую ТЭС-2, с таким расчётом, чтобы закончить их монтаж на новой площадке к середине апреля 1939 года.

К 1939 году эти локомобили уже отработали порядка 5 лет и требовали капитального ремонта с заменой части узлов и агрегатов.

Вся работа по демонтажу локомобилей, их ремонту и монтажу на Таскане была поручена коллективу магаданской электростанции. 

Апрель 1939 года

Наступала середина апреля 1939 года — плановый срок сдачи Тасканской ТЭС-2 в эксплуатацию. Но как обстояли дела на самом деле на строительстве?

А строительные работы на участке были далеки до завершения. Так, например, к этому времени строителям ещё не было известно месторасположение дымовой трубы станции, не говоря о других нюансах, о которых мы поговорим далее.

За всё время проведения работ стройучасток Тасканской ТЭС-2 не был обеспечен в полной мере необходимыми строительными материалами и оборудованием.

Так, отсутствие цемента и шамота не позволяло приступить к кладке топок паровых котлов.

По электрооборудованию было завезено не более 15—20% от необходимого. На стройке не было кабелей, измерительных приборов, реле, разъединителей и т. д. Не хватало провода для линии: передачи, масляных включателей и мелких монтажных деталей. 

Ещё хуже дела обстояли с доставкой механического оборудования. Вместо 4 локомобилей из Магадана в Таскан были завезены только 3, но и они не могли быть смонтированы, из-за отсутствия запчастей к ним.

Коленчатый вал одного из локомобилей ремонтировался на Авторемонтном заводе. Начальник Тасканской строительной конторы Белов так и не смог получить ответа на вопрос, когда вал будет отремонтирован и доставлен на электростанцию. Был неизвестен и срок доставки четвертого локомобиля.

Приближалась весна и необходимо было завезти необходимые грузы до наступления распутицы, в противном случае, сроки ввода электростанции сдвигались на неопределенное время.

Но и здесь рано ставить точку.  К середине апреля не были завезены с «материка» часть необходимого оборудования. Так не была поставлена на Колыму трансмиссия 600-сильного локомобиля, изготовление которой в местных условиях было очень  затруднительно и требовало много времени… Не были завезены с «материка» и силовые трансформаторы.

Июль 1939 года

Плановая сдача и ввод в эксплуатацию Тасканской электростанции № 2 в мае 1939 года, по ряду вышеперечисленных причин, был сорван.

Завершить строительство и сдать в эксплуатацию ТЭС-2 удалось в июле 1939 года.

Дарственный портсигар Близнюченко Я.Г. за ударную работу на строительстве ТЭС-2.

Дарственный портсигар Близнюченко Я.Г. за ударную работу на строительстве ТЭС-2.

Также можно сказать, что июль 1939 года является днём рождения Тасканского энергокомбината.

Август 1939 года

Месяц эксплуатации новой электростанции выявил ряд дефектов и нарушений, допущенных при строительстве, что, впрочем, и не удивительно. Из газеты «Советская Колыма»: «Качество работ неудовлетворительное. Плохой монтаж, преступное отступление от проектов, правил и технических норм, неоконченность объектов, мешающая правильной эксплуатации — всё это зафиксировано в материалах комиссии, принимавшей от строителей электростанцию. В актах были указаны как конкретные исполнителя, так и сроки ликвидации этих недоделок.

Неудачная конструкция системы дымоходов и самих топок привела к тому, что сгорание топлива происходит неполное, с низкой теплоотдачей котлу. Поэтому съем пара ниже нормального. В результате агрегаты не дают возможной мощности. Мелкие же перечислить просто невозможно».

Устранять недоделки и дефекты должна была Тасканская стройконтора Монтажно-строительного треста. Но после сдачи электростанции в эксплуатацию, строители почили на лаврах.

Свои обязательства по окончании строительства ТЭС-2 Тасканская стройконтора выполнять не спешила, ссылаясь на отсутствие людей, времени и другие причины.

Когда часть строителей освободилась от дровозаготовок для электростанции, к ликвидации недоделок подрядчик приступать не стал, а затеял междуведомственную волокиту с заказчиком работ — Северным горным управлением о дополнительных работах, лимитах, договорах и тому подобном…

На этом заканчивается страница по истории строительства Тасканской ТЭС-2, но не заканчивается история Тасканского энергокомбината.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *