Примерное расположение Аркагалинской РЭС.
Паротурбинной электростанции быть
Строительство первой очереди паротурбинной АРЭС-1 было начато в первом квартале 1941 года. К апрелю 1941 года план подготовительных и вспомогательных работ строительства паротурбинной электростанции № 1 выполнен на 45,8%.
Во время развёрнутого предмайского соревнования строители взяли на себя обязательство закончить подготовительные работы по строительству турбинной электростанции № 1 (АРЭС-1) в кратчайшие сроки.
Для дальнейшего успешного хода строительства Аркагалинской строительной конторе дополнительно требовалось не менее 5 автомашин и 2 тракторов для вывозки бута, гравия и леса, организации вывозки техники из Магадана.
Примечательно, что уже на момент начала строительства Колымпроект не смог предоставить вовремя технические чертежи и планы фундаментов.
Руководство строительством АРЭС-1 осуществлялось начальником Аркагалинской строительной конторы К. Звонак.
Строительство осуществлялось силами заключенных Севвостлага, ОЛП находился рядом со стройплощадкой.
Прошло три года
В январе 1944 года по приказу руководства Дальстроя коллектив строителей форсировал работы по строительству паротурбинной станции № 1 (АРЭС-1). Осуществлялся монтаж силового оборудования и кабельного хозяйства.
Тормозило строительство недостача инструмента, который строителям приходилось делать самим.
Здания были не утеплены, двери монтажного проёма имели дефекты. Из-за этого ответственные работы по турбинам приходилось вести на холоде, что отражалось на сроках монтажа и его качестве. Строители обещали в кратчайший срок устранить эти недостатки и предоставить монтажникам всю площадь здания, хорошо утеплённую.
Сроки и планы
Коллектив монтажников АРЭС-1 на общем собрании 7 января 1944 года принял обязательство закончить монтаж агрегатов паротурбинной электростанции к 15 февраля 1944 года. Начальник монтажных работ — Мельников.
Согласно плану АРЭС-1 должна была дать ток 15 февраля 1944 года.
Строительство
К концу января 1944 года строительство здания главного корпуса электростанции было практически закончено. Усиленными темпами шли работы по деревянным и бетонным полам, по внутренней штукатурке здания. Заканчивалось возведение железобетонные каналов воздуховодов и каналов коммуникации трубопроводов. Все монтажные работы велись параллельно со строительными.
Котёл № 1 монтажники смонтировали полностью и подготовили к опрессовке. Закончен также паропровод. Раму под турбогенератор установили на фундамент. Коллектив приступил к монтажу генератора.
Также были выполнены основные монтажные работы по второму котлу, осуществлялся монтаж распределительного устройства.
Старшим производителем монтажных работ на АРЭС-1 был инженер Л. Адно.
Сюрпризы снабжения
Тем не менее, не обходилось и без ложки дёгтя в бочке с мёдом. Задерживался монтаж наружного водоснабжения в связи с плохой доставкой труб машинами Управления автотранспорта. Так, например, сброшенные трубы на 487 км основной трассы пролежали целый месяц, но так и не были доставлены к месту монтажа. 10 труб мёртвым грузом прижились на Берелёхе. В ответ на все требования строителей автотранспортники отмалчивались и упорно задерживали подвозку труб и металлоконструкций, необходимых для окончания монтажа электростанции.
Ударники производства
Руководством за ударный труд были отмечены монтажные бригады Кузнецова, Рыбакова и некоторые другие. Лучшими строительными бригадами были признаны бригада плотников Булых, бригада арматурщиков Евдокимова, бригада штукатуров Мукадзеба и другие.
Пуск первых блоков
В начале апреля 1944 года был закончен монтаж двух блоков Аркагалинской паротурбинной электростанции (АРЭС-1). Первый блок был опробован на холостом ходу и показал хорошие результаты.
Усиленными темпами велись работы по строительству каптажной галереи и водоводов.
Расширение АРЭС-1
В августе 1944 года началось расширение АРЭС-1. Строительство третьего блока осуществляла Аркагалинская строительная контора Чай-Урьи (начальник Арутюнов, главный инженер Савельев), монтаж паротурбины вёл Аркагалинский энергокомбинат. Руководители комбината выделили из своего коллектива лучших работников-эксплуатационников, а отдел кадров прислал для участия в монтаже девять курсантов-котельщиков и турбинистов.
Планы, планы…
Согласно планам, третий блок должен был смонтирован в короткий срок — за 46 календарных дней — до 15 сентября 1944 года.
Строительство 3 блока АРЭС-1
Строительство и монтаж третьего блока велись скоростным методом, когда монтаж производился одновременно со строительством.
Как только были возведены фундаменты под колонны, турбину и котёл, немедленно начался монтаж оборудования. Первые две недели проведения работ показали, что принцип параллельного ведения строительства и монтажа вполне себя оправдывает и даёт большую экономию времени.
При проведении монтажа практиковались ежедневные диспетчерские совещания мастеров и бригадиров, где каждому давалось задание на следующий день и проверялось его выполнение.
Было организовано соревнование между бригадами. Партийная и профсоюзная организации следили за ходом соревнования, подтягивая отстающих. Все бригады взяли на себя обязательства выполнить монтаж своих объектов на 2—3 дня раньше срока.
Где наше оборудование?
По поводу доставки необходимого оборудования и в нужной комплектности — история повторялась, проблемы при строительстве третьего блока АРЭС-1 возникали те же самые, что и при строительстве Аркагалинской РЭС ранее…
Наряду с недосылкой оборудования на стройплощадку автотранспортники умудрились завезти несколько мест чужого оборудования — Тасканской станции. Весьма возможно, что недостающее оборудование для АРЭС-1 было завезено по чужому адресу или теперь лежало где-нибудь на промежуточных базах. Монтажники АРЭС-1 убедительно просили Управление автотранспорта и Колымснаб как можно скорее разыскать недосланное оборудование, так как его отсутствие срывало график монтажа.
Ах, эти сроки…
Следует отметить, что уже выработанной годами привычке, сроки ввода в эксплуатацию третьего блока АРЭС-1 были сорваны. В ноябре 1944 года Аркагалинская строительная контора только заканчивала строительные и монтажные работы третьего блока электростанции. Из-за отсутствия кровельного железа и цемента оставались не законченными крыша и штукатурка здания внутри.
По факту, строительство третьего блока станции продолжалось четыре месяца. Планировали построить за 46 дней…