Из воспоминаний Виталия Ткача.
С-365. Выход в море.
В сентябре 1983 года мы должны были уходить в Магадан с Камчатки. После гибели в июне 1983 года АПЛ К-429 в бухте Саранной нас проверяли всевозможные комиссии с Москвы, Владивостока, Петропавловска-Камчатского в течении месяцев двух. Экипаж за это время наизусть выучил все инструкции по несколько раз. Мы стояли в бухте Ильичева в Завойко. Нам всем уже надоело эти бесконечные проверки, а уж офицерам тем более. И тут нам разрешили уйти в Магадан. Но стоило только нам отшвартоваться и начать отходить, как увидели, что по пирсу бежит помощник оперативного дежурного и машет руками. Увидев это капитан Рысаков приказал вообще приказал отключить связь, побоялся что переход отложат и лодку вернут на базу. Только потом мы узнали, что хотел сказать помощник – он хотел предупредить о приходе циклона.
Ночью мы вышли покурить и над нами было звездное небо без единого облачка, тогда мы еще не знали о том, что оказались в центре циклона. Прошло совсем немного времени и наша С-365 оказалась в полной власти циклона. Его мощь и ярость я запомнил на всю свою жизнь и словами эти ощущения вряд ли передашь. Гигантский шторм… Кренометр зашкаливал… В центральный отсек заливались тонны воды и ГОН еле успевал откачивать воду. Верхнюю вахту уже не просто заливало водой, им воздуха не хватало. Командир приказал выдать ИДАшки и прицепить вахтенных цепями, что бы не смыло волной с рубки в море.
Шторм крепчал… Тогда командир приказал убрать верхнюю вахту и подводная лодка пошла под перископом в надводном положении. Мы шли под перископом, но это мало помогало, волны были просто огромные и за гребнем волны уже ничего не было видно…
Я пытался пройти по лодке и увидел страшную картину – лица экипажа были практически зелеными от тошноты..Было непонятно кто управлял лодкой и для меня это до сих пор загадка.. Годков я не видел, а молодежь шкерилась где могла. Попытался лечь поспать – все таки за бортом была ночь… В 1 отсеке не кто не спал, спать из-за качки было невозможно. На шконку не ляжешь — кренило так, что практически сразу выпадешь с кровати. Я накрутил цепи на шконки, так что она стала под углом 45, обнял торпеду и сомкнул руки. Только тогда уснул. Проснулся от падения на палубу, оказывается во сне руки разомкнулись и я свалился на средний проход.
Утром шторм чуть стих и вышли наверх. Море представляло из себя жуткое зрелище – катились огромные волны, небо было черным.. Настоящий ад да и только… Только закурили, как огромная волна залила нас с головой да так , что воздуха еле хватило и вода хлынула воронкой в центральный отсек. Мокрые полушубки отдали сушить молодому на грелках электрических и легли спать. Проснулись от едкого дыма… Оказывается и он приспал и ватники загорелись.. А кругом торпеды и в каждой по 400 кг тротила, благо что все хорошо закончилось…
27 сентября 1983 года мы вошли в бухту Нагаево. Все суда и лодки стояли на якорях в бухте, а на сопках лежал уже снег. Это был тяжелый переход с Камчатки в Магадан и я с друзьями часто вспоминаю его…