С-331 у борта плавбазы «Север» в б. Нагаева. Снимок сделан из иллюминатора плавбазы «Кулу». 1964 год, автор: А. Ульянов.
1954 год 1 февраля
Зачислена в списки кораблей ВМФ.
1954 год 30 марта
Заложена на эллинге судостроительном заводе №199 им. Ленинского комсомола в г. Комсомольск-на-Амуре как средняя подводная лодка.
1954 год 19 сентября
Спущена на воду. Экипаж вошел в состав 80-й БрСК ТОФ.
1954 год 31 декабря
Вступила в строй.
1955 год 15 января
Зачислена в состав ТОФ.
1955 год 26 января
Вошла в состав 124-й БрПЛ 40-й ДиПЛ ТОФ с базированием на бухту Улисс (г. Владивосток).
1956 год 7 ноября
В составе бригады перебазирована на бухту Конюшкова залива Стрелок.
1957 год — 1959 год
Проходила модернизацию и ремонт на «Дальзаводе» (г. Владивосток). На время ремонта входила в состав 52-го ДнУСРПЛ 4-й ОУБрПЛ. По окончании ремонта возвращена в состав 124-й БрПЛ 40-й ДиПЛ (с 13.07.1961 — 6-я ЭскПЛ) ТОФ.
1959 год
Выполнила задачи дальнего похода в Тихий океан.
В августе 1959 года подводная лодка С-331 вышла в глубоководный район для проверки корпуса при погружении на рабочую глубину. Ее сопровождал корабль-контролер — подводная лодка С-150.
Погружавшаяся С-331 была перволинейной; никакой особой страховки (в виде отряда аварийно-спасательных сил) не требовалось. Лодка с погружением задерживалась на всех глубинах, кратных 25-30 метрам, осматривала забортную арматуру, давала кодированный сигнал «глубина… метров, все в порядке» и погружалась дальше. Подводная лодка-контролер удерживалась на дальности акустической связи и принимала кодированные сигналы. Все проходило без сучка и задоринки.
Но на последней испытательной глубине 170 метров погрузившаяся подводная лодка сигнала не дала. Далее произошло то, отчего у наблюдавших с лодки-контролера волосы стали дыбом: внезапно на поверхность моря свечой вылетела С-331: в воздухе был весь корпус субмарины с 1-го по 6-й отсек (а это — 60-65 метров), и только седьмой отсек и кормовые рули и винты ее были еще в воде. Такой же свечой подводная лодка ушла под воду и снова взмыла вверх (уже по пятый отсек), погрузилась полусвечой, потом появилась на поверхности (по рубку), затем повалилась на борт, выпрямилась и закачалась на поверхности моря. На мостике появились люди.
Страхующая ПЛ С-150 приблизилась на голосовую связь и запросила: «Нужна ли помощь? Нужна ли буксировка?» С аварийной подводной лодки ответили семафором: «Лодка обесточена, запускаем дизель на винт-генератор, дойдем самостоятельно». Подлодки отправились в базу.
Из рассказа старший помощник командира С-331 капитан 3 ранга А.Луцкий (впоследствии контр-адмирал): «Погружение шло по плану. Как мне и положено, я стоял под отдраенным нижним рубочным люком и наблюдал за арматурой боевой рубки, охватив руками вертикальный трап. И вдруг на глубине 170 метров по ушам, как кнутом, ударил резкий свист, мгновенно появился непроглядный туман. Лодку рвануло вверх, меня бросило грудью на вертикальный трап, и я от удара временно «вырубился». Но перед этим успел запомнить жест командира: «Продувать балласт!» Никаких голосовых команд не было, да это и бесполезно. Дальше ничего не помню, кроме того, что мои ноги рвануло вверх, Очнулся, когда меня снова рвануло вниз и я оказался в вертикальном положении.
Как выяснилось впоследствии: вырвало сальник одного из клапанов колонки воздуха низкого давления, расположенной на подволоке.
При аварийном продувании балласта подводная лодка рванулась носом вверх, до броскового нарастания дифферента почти до 90°. В ямах был разлит весь электролит батарей, сработала аварийная защита, погас свет… Весь личный состав посыпался к переборкам. Но, как потом выяснилось, искалеченных не было. Всякие сейфы, ящики и переносные приборы были надежно принайтовлены по-походному, это спасло многих от увечий…».
1961 год ноябрь — 1963 год
На заводе № 892 («Дальзавод») в г. Владивосток прошла ремонт и модернизацию по проекту 613В. На время ремонта входила в состав 4-й ОБрПЛ ТОФ.
1963 год
В составе группы с ПЛ С-140, С-263 и С-365 прибыла в бухту Нагаева (г. Магадан) и вошла в состав 171-й ОБрПЛ ТОФ.
1965 год
Выполнила задачи боевой службы в районе о-ва Гуам.
1966 год
С-331 (командир Лев Светловский) при переходе на Камчатку села на мель при заходе в Авачинскую бухту. Происшествие произошло при проходе узкой части входного канала в Авачинскую губу в условиях пониженной видимости и сильного бокового ветра. Лодка отклонилась от створа и села на каменистый грунт.
Лодка поставлена на ремонт в бухте Сельдевой.
1967
Ремонт в бухте Сельдевой.
1972 год
В конце лета 1972 года С-331 пришла в Советскую Гавань на ремонт в док.
В ноябре 1972 года после ремонта лодка вернулась на свою базу в Магадан.
Зиму 1972-1973 годов С-331 провела на своей базе — в бухте Нагаева.
1973 год
Летом 1973 года С-331 заступила в боевое дежурство в бухте Нагаева.
День ВМФ экипаж праздновал на своей базе в Магадане.
21 июня 1976 года выведена из боевого состава, переформирована и УТС и в бухте Нагаева поставлена на прикол.
13 августа 1976 года переименована в УТС-410.
1979 год
30 января 1979 года исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации.
1 марта 1979 года расформирован экипаж.
После безуспешной попытки поднять корпус ПЛ на берег для переоборудования в береговой УТК, С-331 была оставлена между пирсом бригады на Марчекане и ручьём Холодным, частично вытащенная на берег.
Летом 1979 года С-331 во время шторма по большой воде лодку стащило с берега. Двумя бульдозерами лодку по отливу снова вытянули на берег в том же месте. Там же была частично разделана на металл.
1995 год
Корпус ПЛ разделан на металл частной компанией на отмели в районе Каменного карьера в бухте Нагаева (г. Магадан).
Командиры:
1. Никитин В.И. (1954-03.1960)
2. Дубяга И.Р. (03.1960–05.1961)
3. Светловский Л.В. (04.1963–1972)
Зиму 1973-74 годов лодка провела на Камчатке. Во время зимовки лодка прошла докование и ремонт в бухте Ильичева.
1974 год
Весной 1974 года С-331 вышла с ремонта в бухте Ильичева.
В конце мая 1974 года С-331 совершила переход Камчатка — Магадан и вернулась на свою базу, в Нагаево.
1976 год