С-288 после майских событий 1968 года. Видны повреждения на легком корпусе от льда. Фото предоставлено Леонидом Меньшиковым.
В октябре 1969 года на нашей С-288 заканчивался ремонт, который осуществляла бригада с судоремонтного цеха МРМЗ на Марчекане. Гражданские работяги приводили дизеля лодки в порядок для дальнейшей службы.
Ремонт был закончен и для сдачи дизелей в эксплуатацию оставалась регулировка дизелей под нагрузкой и ходовые испытания, на которых обязаны были присутствовать представители завода.
Казалось бы простейшая операция, которая без проблем совершилась бы на земле и ли воде, но на подводной лодке всё было иначе. На дыбы встала флотская служба и без прохождения заводчанами зачётов по ЛВП (легководолазной подготовке) приказала оных на борт не пущать!
Почесали четыре представителя завода (а было этих жертв именно столько) затылки и пошли учиться. Пока им служивые читали теорию ЛВП, все было хорошо, все было ясно и понятно и вопросов не возникало.
Но когда дело дошло до практики, стало трагично и печально. Если говорить кратко, то заводчанам предстояло совершить выход из торпедного аппарата УТС на поверхность.
Открывалась задняя крышка ТА и группа из трёх человека, в изолирующем снаряжении подводника (ИСП-60), влезала в ТА и люк задраивался. После чего сам торпедный аппарат заполнялся водой и открывалась передняя крышка. И вот теперь испытуемые должны были проползти по торпедному аппарату и покинуть его через переднюю крышку для того, чтобы вернуться на поверхность и порадоваться свету солнца.
Тут то всё и началось… Если заводчан ещё удалось запихнуть в торпедный аппарат с шуточками и прибауточками, то закрыть заднюю крышку и выполнить все последующие процедуры уже не удалось.
Когда заводчане поняли, что это не шутки и им сейчас предстоит оказаться в темном замкнутом пространстве, заполняемым морской водой, нервы у них не выдержали. В результате обучаемые покинули ТА через заднюю крышку (!!!) и сказали что, ни за какую зарплату в эту трубу они не полезут.
Служивые здорово посмеялись над гражданскими мастеровыми, но проявили понимание и зачет им поставили. Так что и ходовые испытания состоялись и дизеля отрегулировали.
Нашу С-288 ждал переход во Владивосток, но это уже совсем другая история…