Предположительное месторасположение Тасканской электростанции № 1.
Своим рождением Тасканская электростанция ТЭС-1 обязана планам строительства в устье реки Таскан будущей столицы Колымы, что нашло отражение в приказе директора Дальстроя, изданного 21 сентября 1936 года:
«В соответствии с результатом изысканий и на основании личного осмотра приказываю:
1. Строительство административного центра Колымского района осуществить на острове вблизи устья реки Таскан и на прилегающей к нему части левого берега Колымы.
2. На материковой территории расположить промышленные здания, а на острове остальные сооружения и здания административного центра».
По плану электростанция должна была обеспечивать электроэнергией не только будущий город, но и прииска и предприятия Северного горного управления (СГПУ).
В ноябре 1936 года директором Дальстроя Берзиным был подписан приказ о начале строительства Тасканской ТЭС-1. Согласно приказу, будущая электростанция должна была введена в эксплуатацию к 15 апреля 1937 года.
Мощность будущей электростанции была запланирована в 1200 л.с. Место для строительства электростанции было выбрано на левом берегу реки Колыма, вблизи устья реки Таскан. Позднее на этом месте располагался Тасканский пищекомбинат и посёлок Пищевой.
Сжатые сроки строительства, менее полугода, не могли не внести свои коррективы на ход возведения электростанции.
Так, проектированием будущей электростанции было возложено на Управление горнопромышленного строительства (УГПС). Проект будущей электростанции передавали строителям по частям, во время проведения строительных работ. Сам проект страдал различного вида недоделками и крупными промахами, что сказалось впоследствии во время строительства и работы Тасканской ТЭС-1.
Так, для защиты от грунтовых вод весь зольный подвал был запроектирован в виде тяжёлой железобетонной конструкции стоимостью около 100.000 рублей. Шахтные же топки котлов и борова, т.е. наиболее ответственные элементы подземной части здания, запроектированы из кирпича без всякой изоляции от воды.
К 1938 году выяснилось, что для того, чтобы спасти топки от затопления, необходимо сделать глубокий дренаж основания станции. Десятки тысяч рублей, затраченных на железобетонное ограждение зольника, оказались выброшены на ветер.
Возведение электростанции велось силами заключённых УСВИТЛа. На строительстве преобладал мускульный труд, при минимуме механизации.
Локомобильная электростанция ТЭС-1 была сдана в эксплуатацию к 1 мая 1937 года.
Праздник в посёлке Усть-Таскан рядом с Тасканской ТЭС-1. 1941 год.
Казалось бы, что строительство будущего города и прииски СГПУ теперь будут обеспечены электроэнергией, но не тут-то было… Помимо того, что электроэнергию надо было выработать, необходимо было её доставить до потребителя. А вот проводов для линий электропередач в наличии не было, в том числе и в Магадане.
Этот вопрос уже поднимался ещё на этапе строительства электростанции. Из газеты «Советская Колыма» от 2 ноября 1936 года: «Если провода для линии высокого напряжения прибудут в текущую навигацию в достаточном количестве, то СГПУ получит также часть энергии от этой станции». Но вопрос был оставлен на самотёк и решён не был. Долгожданные провода прибыли на Колыму только осенью 1937 года. За короткое время были построены линии электропередач и станция дала первый ток.
Всё это время, а точнее в течении полугода, построенная электростанция простояла мёртвым грузом. Правда, стоит отметить, что строители и персонал станции даром время не теряли и устраняли недоделки и промахи, допущенные при авральном строительстве станции.
Таким образом, можно сказать, что Тасканская электростанция № 1 была сдана в эксплуатацию к 1 маю 1937 года, но первый ток дала в октябре — ноябре 1937 года.