Посёлок Стрелка. На переднем плане дом ИТР. Июнь 1938 года. Фото из газеты «Советская Колыма».
1933
Первыми будущими жителями посёлка Стрелка стали строители Колымской трассы, которые заложили летом 1933 года на 350 километре будущей трассы дорожную дистанцию.
Из документов: «Лето 1933. Произведена отсыпка полотна примитивной грунтовой дороги до 350-го километра, где началось строительство дорожной дистанции Стрелка. Ширина проезжей части дороги составляла 4–5 метров».
1934
1 августа 1934 года был открыт проезд автотранспорта от Элекчана до 347-го километра (пос. Стрелка). Первая машина директора треста «Дальстрой» Э.П. Берзина прибыла на Стрелку 1 августа в 17 часов. Пока ещё это была примитивная грунтовая дорога с шириной проезжей части 4–5 метров.
Уже 1 октября 1934 года было открыто пассажирское автомобильное сообщение Магадан — Атка — Стрелка.
В ноябре 1934 года в целях улучшения питания водительского состава, а также мастеров и транспортных рабочих на Стрелке была открыты столовая с буфетом. Для заключённых из числа «лучших» водителей выполнявших 125% выработки стоимость питания в столовых на трассе оплачивалась за счёт лагерных расходов. Другая часть заключённых оплачивали 50% стоимости обедов, остальная часть покрывалась лагерем.
Зимой 1934 года состоялся опытный пробег автомашины ЗИС — с прицепом саней по маршруту Атка — Стрелка. Пробег показал возможность применения саней в виде прицепов к машинам ЗИС и АМО.
1935
В начале 1935 года посёлок Стрелка переходит из подчинения Управления автотранспорта (УАТ) на баланс Горного управления.
Из документов: «Приказом по Государственному тресту «Дальстрой» № 46 от 29 января 1935 года в пос. Стрелка все коммунальные и культурно-бытовые предприятия передаются с баланса Управления автотранспорта на баланс Горного управления. В посёлке организованы комендатура и подлагпункт Горного Управления».
Идёт строительство линейного предприятия УАТа.
В том же, 1935 году, для усиления оперативного надзора за заключёнными и в связи с участившимися побегами при Отделе НКВД создано оперативное отделение по борьбе с побегами, одна из оперчастей УАТа расположилась на Стрелке.
В 1935 году, недалеко от посёлка, строится посадочная площадка, которой позднее было суждено стать аэропортом «Стрелка».
В марте 1935 года посадочная площадка приняла первые самолёты авиаотряда Дальстроя У-2.Из воспоминаний флаг-штурмана авиаотряда Дальстроя М.Д. Меньшикова: «…Наконец настал день вылета из Нагаево. Первая посадка — в Стрелке. На первой же «пробе» полосы тряхнуло приземлившийся самолёт здорово! Едва П-2 коснулся шасси с лыжами грунта, как сделал «козла» (подскок из-за неровности грунта). «Каково же будет там, на макушке сопки?» — подумал я. Заночевали в Стрелке. Утром — снова в колымское небо. До прииска на Хатынгнахе (Хатыннахе) — 160 километров».
1936
В 1936 году на Стрелке базируется автобаза № 4.
К 1936 году Стрелка становиться одним из узловых посёлков Колымской трассы. В начале 1936 года открыты автодороги облегчённого типа Стрелка — Котёл на р. Среднекан, где начиналось строительство гидроэлектростанции, и до устья Среднекана, где была оборудована пристань для приёма грузов, поступающих по р. Колыме из Амбарчика.
В январе 1936 года в посёлке Стрелка запущена в эксплуатацию новая электростанция. Парикмахерская посёлка переехала в новое здание.
В апреле 1936 года по вине дневального возник пожар на новой электростанции, был потушен силами стрелков ВОХР.
В июне 1936 года открыто регулярное авиапочтово-пассажирское сообщение между Стрелкой и Хатыннахом.
1939
В посёлке Стрелка базируется участок № 4 ОКС УАТа.
Почта посёлка Стрелка обеспечивает доставку корреспонденции на прииски Геологический, имени Лазо, Борискин и другие населённые пункты. До июня 1936 года доставка корреспонденции осуществлялась на попутках. С 15 июля почта из Стрелки начинает доставляться на специальных автомашинах.
В августе 1939 года начальником нефтесклада работает Москаленко, заправщик Тувин. Заправка автомашин горючим производится примитивным способом, бензин из цистерн в баки автомашин заливается вёдрами.
В сентябре 1940 года в посёлке Стрелка начато строительство механической базы Монтажно-строительного треста.
Вновь организуемая механическая база должна была удовлетворить потребности в деталях и металлоконструкциях для строительных механизмов, а также организовать изготовление и капитальный ремонт особо необходимых для строек Колымы механизмов.
Планировалось оснастить базу оборудованием для заготовки крупных деталей и конструкций и различными станками.
Велись заготовки леса и других материалов. Однако строительство базы развёртывалось медленно из-за недостатка рабочей силы и отсутствия автотранспорта.
Для окончания строительства в срок монтажно-строительному тресту необходимо срочно обеспечить строительство рабочей силой и автотранспортом, так как коллектив механическую базу обязался построить скоростными методами в течение 3 месяцев.
1940
В сентябре 1940 года начато строительство зимника Стрелка – Омсукчан.
Распоряжением от 15 октября 1941 г. № 480 считается принятым в эксплуатацию автопроезд Стрелка — Устье Среднекан.
В посёлке Стрелка работает свой радиоузел, которым заведует Титов.
В октябре 1940 года автобазой № 4 руководит Жемчугов. Начальник радиоузла — Лисицын.
Ноябрь 1940 года. Строительный участок Монтажстройтреста в посёлке Стрелка ведёт строительство механической базы и гаражей. Одновременно строится новая электростанция.
Планируется строительство восьмиквартирного дома и макаронной фабрики, но трест задерживает начало стройки, не предоставив в срок участку техническую документацию и проекты.
В ноябре 1940 года электростанция посёлка начала работать с перебоями, а в ноябрьские праздники и вовсе прекратила подачу электроэнергии в посёлок.
Начальник электростанции Богоявленский и главный механик автобазы Исупов безответственно отнеслись к порученному им делу. В результате небрежности и плохого ухода дизель и генератор вышли из строя. Пришлось пустить в работу запасной аварийный генератор, работающий от трактора. Обладая малой мощностью, аварийный генератор не мог полностью обеспечить посёлок электроэнергией, и многие дома были отключены от электросети.
За вывод из эксплуатации дизеля и неправильно произведённый монтаж Богоявленский и Исупов понижены в должности, и материал на них передай в следственные органы.
Начат капитальный ремонт выведенного из строя дизеля, который должен был закончен к 25 декабря 1940 года.
1941
В конце июня 1941 года в почтовое отделение поселка поступило свыше 7.000 экземпляров разных газет и журналов, доставленных на Колыму первыми пароходами. Подписчики получили «Правду», «Известия», «Комсомольскую правду», журналы «Большевик», «Огонек», «Спутник агитатора», «Звезда». «Красная новь», «30 дней». «Молодая гвардия» и другие издания. Ежедневно почтовая машина привозила сотни писем горнякам, дорожникам и автотранспортникам.
20 сентября 1941 года первая автоколонна прошла по зимнику Стрелка – Омсукчан.
1942
Приказом по ГУСДС № 562 предписано с 1 ноября 1942 года «оформить ввод в действие фактически эксплуатируемых, но не законченных строительством» следующих дорог, в том числе Стрелка — Среднекан.
5 июля 1942 года вступил в строй первенец резиновой промышленности Дальнего Востока — цех регенерации резины в посёлке Стрелка.
В сентябре 1942 года в посёлке Стрелка созданы центральные авторегенерационные мастерские (ЦАРМ-2, начальник Зимарев), включающие в себя цеха регенерации резины и масел, аккумуляторный цех и другие.
Посёлок Стрелка передан с баланса филиала автобазы № 2 в ЦАРМ-2.
Конец ноября и 7 дней декабря 1942 года были характерны большими простоями цехов центральных авторемонтных мастерских № 2 (ЦАРМ-2). Простои в цехе регенерации резины происходили в основном из-за недостачи пара для отопления помещений. По этой же причине холодно было в диспетчерской поселка Стрелка, в общежитиях, на чуркокольном. Поселок Стрелка не был обеспечен дровами.
Начальник ЦАРМ-2 Зимарев принял поселок от филиала автобазы № 2 в неподготовленном состоянии. Производственные и жилые здания не были утеплены, и все работы пришлось вести наспех в октябре и даже в ноябре. Несмотря на то, что на лесоучастке было заготовлено до 20 тыс. кубометров дров, работники бывшего филиала базы не создали в самом поселке никакого запаса. Котельные и общежития использовали те дрова, что ежедневно доставлялись одним трактором.
Мастерские № 2 имели три трактора, из которых работал только один. Дизельный трактор долгое время стоял без запасных частей, а когда они были получены, то нерадивый тракторист в первый же рейс разбил картер и подплавил подшипники. Газогенераторный трактор не работал долгое время, причиной этому называли неправильно выставленное зажигание.
Заместитель начальника мастерских по хозчасти Зеленяк не подходил со всей серьезностью к разрешению топливного кризиса. Когда на складе котельной появлялось 10—12 кубометров дров, он переставал контролировать работу лесоучастка и транспорта. В результате через несколько часов дрова были на исходе, и котлы переводились на подогрев.
1943
В апреле 1943 года начата подготовка подсобного хозяйства к весне. Были заложены первые парники. В теплицах всходила рассада капусты и помидоров, цвели огурцы, ожидался урожай салата.
Летом 1943 года пекарями в посёлке Стрелка были А. Тюрин и Н. Мамаев, в клубе киномехаником работала Мостовая.
В августе 1943 года работники торгово-заготовительного отдела Колымснаба поселка Стрелка и женщины-общественницы занимались заготовкой ягод, за короткий срок собрано 1.000 кг голубицы. За хорошую работу была отмечена бригада Тюника.
В ноябре 1943 года в ЦАРМ-2 посёлка Стрелка в магазине работали заведующий Нагин и продавщица Жучкова, в буфете — Иванова и Жижкина.
Столовая посёлка Стрелка обслуживала рабочих ЦАРМ-2, ремпункта автобазы № 2, водителей к командированных. В столовой питалось не более 10% всех работающих на посёлке. такая слабая посещаемость была обусловлена с точки зрения жителей отсутствием порядка в столовой, плохим качеством блюд и дороговизной. Полный рацион обходился в 450—500 руб. месяц на человека .
Тарелки в столовой отсутствовали, вторые блюда подавались в маленьких чайных блюдцах. В помещении столовой было холодно, грязно и нет света.
1944
Зима 1944-1945 годов из-за неподготовленности к зиме была крайне тяжёлой для посёлка Стрелка и завода регенерации резины. Плохо, подготовившись с осени, здесь сразу почувствовали тяготы суровой колымской зимы. Следствием благодушия явилось трехкратное замораживание цехов в декабре и январе. В топках котлов догорали последние запасы топлива. Механизмы были остановлены. В рабочих квартирах было холодно.
В конце мая 1944 года в клубе поселка Стрелка состоялась постоянная сессия Военного трибунала под председательством капитана юстиции Нечаева, где рассмотрела дело по обвинению шайки расхитителей социалистической собственности на транспорте.
На скамье подсудимых оказалось девять обвиняемых, организатором группы был Конкин И.В., уже несколько раз судимый за уголовные преступления. После отбытия наказания он работал на руднике «Днепровский», откуда скрылся и занялся хищением грузов проходящих автомашин.
В январе 1944 года Конкин прибыл на Стрелку, где скоро подобрал себе единомышленников — Первова, Вишневского, Галамова, Дработенко, Кучугур и некоторых других. Вместе они занялись организованным хищением грузов с проходящих автомашин и только за январь и февраль нанесли ущерб государству в сумме 28.794 рублей.
Военный трибунал строго наказал расхитителей народного достояния. По закону от 7 августа 1932 года Конкин был приговорен к 10 годам тюремного заключения с поражением прав на 5 лет и конфискацией имущества. Первов и Вишневский приговорены каждый к 10 годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях с поражением в правах на 5 лет и с конфискацией имущества. Понесли наказание и другие. Военный трибунал осудил также Сподарь С.А., Самородова Г.Р. и Шутова Л.Н. каждого к 6 месяцам исправительно-трудовых работ с вычетом 25% из зарплаты. Они покупали у преступников краденую муку.
В апреле 1944 года в цехе транспортерной ленты центральных авторемонтных мастерских в посёлке Стрелка возник пожар. У прибывшей на место пожарной машины не нашлось ни одного огнетушителя, а пожарный водоем оказался сухим. Тем не менее, пожар был потушен.
В середине мая 1944 года возник пожар в клубе поселка. В самом клубе не нашлось ни одного огнетушителя. Не оказалось их и на прибывшей пожарной автомашине. Как и месяц назад, пожарные колодцы оказались снова без воды. И лишь благодаря сбежавшимся людям, которые подносили воду из пекарни, возгорание было ликвидирована. Начальником пожарной охраны поселка был Сошников.
На ноябрь 1943 года столовая посёлка Стрелка пользовалась самой плохой репутацией. Грязь, грубость, воровство привели к тому, что в ней осталось всего 25—30 человек столующихся.
По жалобам трудящихся руководством были приняты меры — в апреле 1944 года назначены новый инспектор торгово-заготовительного отдела Чаплыгин и заведующий столовой Трифонов. К июню 1944 года они смогли добиться улучшений в работе столовой, зал приведен в чистый, светлый и культурный вид — белоснежные скатерти, шторы, чистая посуда. Было улучшено качество приготовления пищи и обслуживание трудящихся.
Много труда и заботы вложили женщины поселка Стрелка в благоустройство жилых палаток, в которых жили рабочие к служащие. До того времени, пока жилища не посещали женщины, в них было грязно и неуютно. Но когда к каждой палатке была прикреплена женщина для наблюдения за порядком и санитарным состоянием, положение дел изменилось. В помещениях установилась чистота. Большую работу провели Калинина, Болохнина, Гомзякова и другие.
В июле 1944 года в семье жителей Стрелки Надежды Александровны и Ивана Григорьевича Шестериковых произошло радостное событие — родился десятый ребёнок в семье, сын Александр. Родителям помогли председатель женсовета посёлка Любовь Ивановна Исыпова, Анастасия Александровна Калинина, Наталия Дмитриевна Туркестанова, Нина Ивановна Канденкова. Не остались в стороне и начальник политчасти Никанчиков и представитель группкома профсоюза Лукашев.
На октябрь 1944 года у филиала Оротуканского завода в поселке Стрелка имелось свое подсобное хозяйство, отданное целиком отдано на откуп бригадиру Захарову. Под вывеской агробазы здесь откармливали поросят для частных лиц, из них два поросенка самого Захарова, по одному поросенку — Лесовского, Жогина, Коваленко, Пыхтенкова. Откармливание свиней производилось за счет подсобного хозяйства и ухаживали за ними рабочие агробазы. Комиссия рабочего контроля пыталась проверить, кому еще принадлежат поросята на агробазе, но ее туда не пустили.
На агробазе производился убой свиней, выращивались различные овощи, но рабочие их не получали, за исключением немногих случаев отпуска нескольких килограммов капусты для столовой, остальная продукция уходила в неизвестном направлении.
На декабрь 1944 года заведующим столовой посёлка Стрелка был Малов, старший повар Селиверстов. При проверки по письму жителя посёлка комиссия обнаружила многочисленные нарушения. в результате проверки Малов и Селиверстов были сняты с работы. Начальнику аткинской снаббазы Кузину было предложено в кратчайшие сроки упорядочить работу столовой.
1945
Помня о том, к чему привёл дровяной кризис в зиму 1945–1946 годов, решение вопроса с запасом дров на зиму 1945–1946 годов начали с июля 1945 года. Начальник административно-хозяйственного отдела Пономаренко организовал выкорчёвку пней на ближайшей сопке.
С помощью трактора «НАТИ» на сопке заготовили до 1.400 кубометров топлива. Воскресниками и ударниками жители сумели также собрать до 900 кубометров сухого стланика. Установив обязательную норму по заготовке дров (для каждого мужчины 30 м3 и 10 м3 для женщин), здесь наметили собрать до 5,5 тысячи кубометров пней и хвороста. Начав заготовлять дрова с 19 июля, общественность посёлка заготовила к концу августа 1945 года уже 600 м3 дров.
В 18 километрах от посёлка и в 10 километрах от трассы у завода был дровозаготовительный участок на ключе Немичан, где было уже находилось около 10.000 м3 дров. На участке работали 76 лесорубов, заготавливая в сутки 200—250 м3 дров. По мнению руководителя завода регенерации резины Лукашова, на зиму было необходимо запасти дров до 14.000 м3, и можно было говорить о том, что с заготовкой топлива дела обстояли благополучно. Однако на конечном складе в августе 1945 года имелось всего лишь 900 м3 топлива, которого едва хватило бы на 6 зимних дней. Участок «Немичан» был отрезан от трассы более чем тремя десятками рек и ключей, которые, разлившиеся от дождей, преграждали доступ к заготовленным дровам. К тому же на участке нечем производить трелёвку, из пяти тракторов четыре простаивают в ремонте. Пять автомашин-лесовозов ждали спада речных вод и не вывозили дрова из леса.
Тревожно обстояли дела и с подготовкой жилого фонда посёлка. Из 22 жилых домов было намечено отремонтировать только 8, но ни в одном ещё не приступали к работам. В котельной жилого двухэтажного восьмиквартирного дома в конце августа 1945 года котёл находился в разобранном состоянии. Ремонт клуба запланирован не был.
Единственному в посёлке печнику предстояло привести в порядок более 14 печек. Несмотря на довольно большой объём работ, десятник стройгруппы Кошкин особой оперативности не проявлял.
В Стрелке также располагался и ремонтный пункт автобазы № 2 (начальник Медведев), начальник которого энергично готовил помещения к зиме. Но и здесь не обходилось без головных болей. Из котельной № 2 для Магаданской автобазы был демонтирован шуховский котёл. Взамен его должны были быть установлены два локомобиля, которые находились в Магадане и с их перевозкой не спешили. Было намечено также оборудование гаража для автомобилей «Даймонд». Но из-за отсутствия чертежей, обещанных Управлением автотранспорта, и затянувшихся работ по переделке котельной, шоферам «Даймондов» зимой грозил ремонт машин под открытым небом. Также ремпункт к концу августа не имел необходимых 600 тонн угля.
1948
Из воспоминаний Деманта Петра Зигмундовича: «Стрелка. Въезжаем в длинный посёлок, заправляемся у пустующей бензоколонки. Посёлок настолько типичен для Колымы, что тщетно пытаюсь приметить что-нибудь отличительное: обычная узкая долина, окружённая сопками со смешанной растительностью, ряд домиков вдоль дороги, пара переулочков, чуть дальше заводик местного значения, реставрирующий старые шины — словом, та же трасса, только окаймлённая постройками».
1952
В 1952 году в посёлке Стрелка открыта аптека.
1953
Согласно приказу ГУСДС № 135 от 19 февраля 1953 года и в соответствии с приказом МВД СССР, в целях снижения себестоимости продукции резинотехнических изделий и аккумуляторов, изготавливаемых на заводе регенерации резины, и сокращения количества убыточных предприятий с 1 апреля завод регенерации резины в посёлке Стрелка ликвидируется как самостоятельное предприятие. Производство резинотехнических изделий с 1 октября перебазируется на Оротуканский завод горного оборудования, а производство аккумуляторов с 1 апреля — на Спорнинский авторемонтный завод.
В детском саду поселка Стрелка в марте 1953 года воспитательницей средней группы работал Александра Захаровна Желонкина. Несмотря па то, что она недавно начала работать с детьми дошкольного возраста, Александра сумела организовать воспитательный процесс, вдумчиво, с любовью подходя к каждому ребенку. Александра Захаровна также была старшей пионервожатой посёлка.
Июнь 1953 года. На краю поселка Стрелка выстроено большое, уютное, светлое здание. Каждое утро матери приводили сюда детей ясельного и дошкольного возраста. На фронтоне детского учреждения было написано: «Спасибо великому Сталину за счастливое детство».
За здоровьем детей следили старшая медицинская сестра Галина и фельдшер Сырчиной. Одним из педагогов работала комсомолка Шляховенко, на Колыме она была первый год, сразу по окончании дошкольного техникума. Еду детям готовил повар Степанюк. У самых маленьких работала няней Бобровская, которая по-матерински относилась к своим питомцам. Хорошо поставленная работа детского учреждения — это была несомненная заслуга заведующей 3.И. Лариной.
1955
В начале 1955 года открыто автобусное сообщение между посёлками Стрелка и Нижний Сеймчан. Для пассажиров выделены лучшие автобусы, которые курсируют три раза в неделю. Началось также регулярное автобусное сообщение между Стрелкой и Ягодным.
Высоких производственных показателей добивались шофёры. Водитель Горячко довёл пробег машины без капитального ремонта до 200 тысяч километров. Лучшие шофёры, коммунисты Николай Андреевич Марченко и Федор Федорович Васильев решили добиться межремонтного пробега автомашин в 300 тысяч километр. Их машины уже прошли по 130 тысяч километров.
В мае 1955 заканчивается ремонт и оформление пионерского лагеря «Стрелка», где будут отдыхать 400 пионеров и школьников.
1956
Январь 1956 года. Автобусы ходили три раза в неделю по вторникам, четвергам и воскресеньям по линии Стрелка — Сеймчан — Стрелка:
- рейс № 1. Отправление из Стрелки в 3 часа ночи. Прибытие в Сеймчав в 10 часов утра;
- рейс № 2. Отправление из Сеймчана в 2 часа два. Прибытие в Стрелку в 9 часов вечера.
Автобус из Стрелки в Магадан отправлялся ежедневно в 10 часов 30 минут вечера.
Столовая в посёлке Стрелка славилась по всей трассе. Здесь круглые сутки шофёры могли получить горячие блюда, чай, кофе, буфетную продукцию, кондитерские изделия.
— Пообедаем на Стрелке, — говорили шофёры, проезжая посёлки Мякит или Спорный, где столовые «славились» плохими обедами, скудным выбором блюд.
Но вот руководители управления автотранспорта решили, что столовая на Стрелке не нужна. 31 декабря 1955 года в свет вышло письмо за подписью главного бухгалтера управления Зелинского. В этом письме за № 19/59—5—1087 главный бухгалтер писал: «Столовая для обслуживания шоферов грузовых автомашин вовсе не нужна».
Одной из причин такого решения было то, что согласно существующему положению эту столовую должно снабжать дровами …управление автотранспорта. А для работников бухгалтерии это «прямой убыток».
С тех пор вопрос о столовой на Стрелке стал «притчей во языцех». Управление автотранспорта отказалось возить дрова на Стрелку, а полноценная работа столовой без дров была невозможна. Заведующая столовой Гурелева писала десятки докладных записок начальнику второй автотранспортной конторы Малкову, просила его обеспечить столовую дровами. Но всё было напрасно.
Когда пробить брешь в бюрократическом кольце автотранспортного начальства не удалось, работники общественного питания пошли на то, что решили сломать на дрова свою старую конюшню, чтобы топить плиту. Попутно они ещё и ещё раз обратились в Мякит. Но начальник управления Рыхлицкий твёрдо стоял на своей позиции, столовая была ему не нужна.
В результате столовая на Стрелке сократила выпуск блюд. Начала свёртывать свою работу, оказавшись на грани закрытия.
Но на этом история столовой на Стрелке была не закончена, её фактически спасали те, для которых её и открывали в своё время — колымские водители. Так в сентябре 1956 года на производственном совещании коллектива автобазы № 2 (Атка), водители автобазы потребовали от начальника Аткинского отделения Колымснаба Шаманского решительного улучшения работы столовой в посёлке Стрелка.
Глас рабочих был услышан и столовая продолжила свою работу.
В 1956 году на Стрелке был построен и сдан в эксплуатацию автовокзал.
В конце 1956 года столовую вновь постиг топливный кризис. Из заметки в газете «Советская Колыма»: «Автобус пришёл на Стрелку. Из него вышли пассажиры и, как обычно, пошли в столовую, утешая себя помыслами о горячем обеде и чае.
Но каково было удивление транзитных пассажиров, когда они попали с мороза в холодное помещение! В столовой была, минусовая температура. Холодно и на кухне. В топке плиты едва поддерживался слабый огонёк, а в печках, установленных в обеденном зале, огня совершенно не было.
Заведующий столовой Павел Петрович Мельников и работники столовой Минаева, Карсевичева и Воронцова на вопросы пассажиров рассказали печальную историю. Оказывается, на весь посёлок имеется одна лошадь, которой не успевают подвозить топливо в дома и учреждения посёлка.
Чтобы не заморозить столовую совсем, её работники 23 декабря выпрашивали уголь у шоферов, которые везли его транзитом через Стрелку».
1958
В январе 1958 года отмечалось, что столовая заметно улучшила свою работу, в ассортименте были разнообразные и хорошие по качеству блюда.
Зал столовой радовал посетителей чистотой, тюлевыми шторами и белоснежными скатертями.
В сентябре 1958 года в посёлке Стрелка располагалась контора № 2 областного управления автотранспортных и шоссейных дорог, которая осуществляла перевозки пассажиров автобусным и таксомоторным транспортом по всем направлениям Магаданской области.
На 1958 год имелось 17 транзитных и внутрирайонных маршрутов. Самый большой по протяжённости маршрут Магадан — Усть-Нера. Однако этих маршрутов было недостаточно и контора изыскивала новые, чтобы удовлетворить все растущие запросы населения. Были открыты новые внутрирайонные линии: Аркагала — Кадыкчан — Тал-Юрях, Мяунджа — Аркагала.
Коллектив конторы систематически перевыполнял месячные планы. План по перевозке пассажиров за семь месяцев 1958 года выполнен шоферами автобусов на 116 процентов, такси — на 122, а грузовыми машинами — на 288 процентов. За это время контора получила сверхплановой прибыли 117 тысяч рублей, в том числе по автобусам — 99 тысяч рублей.
Таких результатов контора добилась благодаря слаженной работе водительского состава и ремонтной службы. Особо отличились в труде Чёрный, Иванков, Венедиктов, Беляев, Мацела, Коротких, Федоров, Бабенко, Алексеенко, Базылев, Вознюк, Никольский, А. Гладких и Воронин.
На ремонте техники отмечали слесарей-ремонтников: Колодникова, Тулаева, Джога, Полюкониса, Молованюка и слесаря-дизелиста Кисельчука, систематически перевыполнявших производственные нормы по ремонту автобусов.
Однако нормальная работа конторы № 2 сильно осложнялась слабой техническо-эксплуатационной базой. Были вопросы и к подвижному составу автобусов, из 47 автобусов более 30 процентов подлежало списанию.
1960
Июль 1960 года. Состоялось открытие пионерского лагеря «Стрелка», в первой смене было 200 пионеров и октябрят.
Создана поселковая партийная организация, секретарём избран В. Гуцунаев.
21 сентября 1967 года решением Магаданского облисполкома № 366 образован Стрелкинский сельский Совет депутатов трудящихся Хасынского района с центром в населённом пункте Стрелка.
На Стрелке базируется геологоразведочная партия, начальник — Фёдоров, старший геолог — Кудрин.
1989
Уничтожение Советского Союза, переход от плановой экономики к рыночной. Политика нового правительства демократической России по отношению к Магаданской области. Всё это сыграло свою роль на уменьшение грузоперевозок по трассе, на которой посёлок Стрелка был узловым пунктом. Сворачивание деятельности предприятий посёлка и многие другие факторы привели к тому, что посёлок решили закрыть. Новой России посёлок Стрелка и его жители оказались не нужны, как впрочем и многие другие посёлки Магаданской области.
Постановлением экономического совета при Магаданском облисполкоме от 24 августа 1989 года принято решение «о нецелесообразности использования п. Стрелка как в социально-экономическом, так и в градостроительном плане…» Руководителям предприятий, чьи подразделения расположены на территории посёлка, предлагается «скоординированно принять меры по переселению и трудоустройству жителей».
Началось официальное закрытие посёлка, так 18 декабря 1989 года «за ненадобностью» была закрыта гостиница для водителей в селе Стрелка.
1992
В мае 1992 года в посёлке проживало порядка 380 человек, каждый десятый — пенсионер.
Были закрыты магазин и столовая, клуб и детский сад. Пока ещё работала, заведующая школой — Е.Г. Мотина. Дети постарше учились и жили в интернате посёлка Мякит.
На грани остановки была местная пекарня, где работала Г.А. Безбородова. Хлеб пенсионерам и малоимущим давали под расписки.
В это время главой администрации Стрелки был В.Д. Опанасюк.
В июне 1992 году была официально поставлена жирная точка в жизни посёлка Стрелка.
Из постановления главы администрации района от 18.06.1992 г. № 317 о ликвидации села Стрелка:«
Ликвидировать село Стрелка Хасынского района Магаданской области 1 сентября 1992 года.
- Образовать районный штаб по переселению жителей из села Стрелка, которому определить порядок переселения жителей в соответствии с принятыми решениями: президиума, малого Совета Магаданского областного Совета народных депутатов, районного малого Совета народных депутатов от 22.10.92 г. № 86, № 111 от 27.05.92 г., № 58 от 18. 06. 1992 года.
- Районному штабу, по согласованию с областными и районными ведомствами, определить порядок ликвидации предприятий и организаций, расположенных на территории села, с целью окончания срока закрытия села 1 сентября 1992 года, которым предложить создать ликвидационные комиссии в соответствии со статьями 37, 38 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности».
- Администрации села Стрелка (Опанасюк В. Д.) в своей работе по ликвидации села руководствоваться настоящим постановлением, порядком о ликвидации, определенным малым Советом Хасынского районного Совета народных депутатов и районным штабом по ликвидации села Стрелка, а также названным выше Законом РСФСР от 25.12.1990 года.
При ликвидации села и переселении жителей особое внимание обратить на соблюдение интересов и социальных гарантий жителей»…
Несмотря на окончании официальной ликвидации, в посёлке всё ещё оставались жить люди. На Стрелке не было тепла, по часам давался свет (с дизтопливом в то время была напряженка, а тут внеплановые расходы) и в любой момент могла перемерзнуть вода, у людей заканчивались запасы продовольствия, прекратилась продажа хлеба в посёлке.
В установленные сроки ликвидации, по словам местного главы, не уложились по стандартному в то время набору причин: когда с контейнерами не было проблем — не давали денег, а как выплаты, наконец произвели, не стало контейнеров…
Из рассказа Алексея Руденко: «Мама с отцом уезжали с последним караваном. Водители автобазы как-то выбили себе в собственность автомобили.
Был назначен день и час выключения электростанции. Момент жуткий. Суета закончилась, контейнера погружены, вещи собраны. На прощание, как было принято в посёлке Стрелка на Новый год, в назначенное время свет три раза моргнул и дизель электростанции заглушили.
Моросил дождик, люди вышли, попрощались, обнялись и по машинам. И поехали они на все четыре стороны, некоторые даже своим ходом на материк.
Потом началось плановое убийство Стрелки — вскрыли траншеи и порезали трубы на металлолом, провода на цветмет…»
Позднее остатки посёлка были снесены бульдозерами, чтобы не мозолили развалины домов глаза местному руководству, проезжающему по трассе. Сейчас на месте Стрелки заросший пустырь…
Статья написана на базе периодических издания Дальстроя и Магаданской области.
Моя семья проживала на Стрелке… Много лет живу в Санкт-Петербурге, но Родина это Стрелка… По возможности приезжая в Магадан еду на Стрелку поклониться могилам родных.
Напишите мне. Позвоните +7 952 953 71 42 Живём в Москве, на Стрелке жили 7 лет с1971 по1978 г.г. Затем 23 года в Сеймчане.
Спасибо за бесценную информацию и за ваш труд. Фамилии некоторых людей, указанных в статье, мне знакомы. С их детьми мы вместе росли.
Жил и работал на Стрелке с 74 по 83 год Прекрасный поселок… Работая в связи, как любитель занялся приемом телевидения из пос. Оротукан. После удачных опытов я и другие жители стали смотреть программы телепередач. После чего была построена радиорелейная линия от Оротукана до Омсукчана силами Магаданского ОРТПЦ. Как мог помогал в строительстве радиорелейки.
Был подростком в то время. Жил на Мяките. Хорошо помню одноклассников со Стрелки. Много раз ездил на мотоцикле к ним в гости.
возвращаясь домой в Сусуман брал вкуснейший хлеб!!!
Пионерский лагерь «Стрелка» в 1960-м я не помню. Помню в 1963-м на свозили в пионерский лагерь на Атку.
ЖИЛИ НА СТРЕЛКЕ С 1976 ДО САМОГО ЗАКРЫТИЯ.ИНОГДА СНИТСЯ РОДНАЯ
С большим вниманием прочитала дополнение к ранее вышедшей, статье. Очень много интересных, документальных, фактов из жизни поселка и новых фамилий. Охвачен ранний период из жизни поселка. Спасибо за ваш труд.
Моя Родина,моя маленькая и незабываемая Родина, пришел с армии переехал в Магадан, потом на Урал, сейчас вернулся в Магадан чтобы пенсию северную доработать, скоро уеду на Урал, какой поселок красивый, вкусный хлеб, который хвалила вся трасса, и клуб,дядяВитяБорисов- собака «барон» которые спускались с горы и шли в клуб, значит пора бежать в кино, если есть20коп., Сопка»Пика»витная карточка.