Мартовское «Дайв-сафари» 2017 в Магадане

Гости Магадана. Сергей Шанин, Андрей Оборин и Денис Дягтерёв.Гости Магадана. Сергей Шанин, Андрей Оборин и Денис Дягтерёв.

Пасмурным, но очень тёплым для этого времени года днём я встречал в аэропорту «Сокол» подводных фотографов из Москвы. Наслаждаться красотами Охотского моря и его окрестностей приехали Сергей Шанин, Денис Дягтерёв и Андрей Оборин. Приятно осознавать, что подобные поездки в наши края в это время года становятся уже достаточно традиционными и вызывают неподдельный интерес, особенно у тех, кто ещё ни разу не бывал в Магадане и ассоциирует его с затёртой фразой: « …уж лучше вы к нам».

Надо отметить, что за неделю до приезда московских гостей случилось совершенно непредвиденное событие, какого я за свои 30 с хвостиком лет не припомню (хотя в следующем будет ещё хуже). В один прекрасный день, а точнее ночь все поля метрового прибрежного льда в бухтах Гертнера и Нагаева превратились в разного размера «белые корабли» для мамонтят. Соцсети и мессенджеры моментально наполнились видеороликами и фото с дрейфующими на льдинах людях/машинах и всех сопутствующих действиях.

У некоторых участников экспедиции встал вопрос: «А есть ли смысл в поездке на подлёдный дайвинг без льда??», что в корне ломало изначальную концепцию. Но поскольку процесс был уже необратимым, а все участники спланировали свои рабочие графики с учётом данной экспедиции, сомнения пришлось отбросить. Как сказал Андрей: «В конце концов природа никому ничего не должна». Было решено действовать по обстоятельствам.

Приехав и разместившись у меня, превратив квартиру на 10 дней в «притон водолазов» был составлен примерный план действий на ближайшие дни.

Полузатопленная подводная лодка 613-го проекта 171 ОБрПЛ.Полузатопленная подводная лодка 613-го проекта 171 ОБрПЛ.

Первые несколько дней было решено посвятить погружениям на бывшем военном объекте – недостроенном пирсе базы подводных лодок в Нагаевской бухте.

Это место интересно тем, что в разных местах там затоплено 5 (пять) дизель – электрических подводных лодок 613-го проекта. Эти лодки были затоплены в разное время, часть из них была уложена в основание будущего пирса и лишь частично доступна, большей частью находятся в грунте. Другая часть списанных подводных лодок была затоплена у будущего пирса. чтобы защитить его от разрушительных приливно-отливных течений. Более подробно об этом можно почитать здесь.

Нашей задачей было обследование этих подводных артефактов, благо часть лодок лежит на небольшой глубине и вполне доступна для изучения.

Подводная лодка 613-го проекта 171 ОБрПЛ.

Подводная лодка 613-го проекта 171 ОБрПЛ.

Одна из лодок (лежит с морской стороны пирса) при отливе достаточно сильно выходит из воды своей носовой частью и сильно пострадала от охотников за металлоломом.

На следующий день с утра, подняв с кровати сонных москвичей, организмы которых отказывались понимать, что сейчас не полночь, собравшись маленьким цыганским табором и с трудом утрамбовав снаряжение и себя в машину (не самую маленькую кстати сказать), мы двинулись покорять морские глубины.

Магаданский дайвер Эдуард Смаглов.Магаданский дайвер Эдуард Смаглов.

Встретившись на конечной остановке автобуса №1 в микрорайоне «Марчекан» с Эдуардом Смагловым, бессменным и незаменимым участником подобных мероприятий и главным специалистом по части дайвинга, мы немного распределившись по двум машинам заехали на короткую, но иногда практически непроходимую дорогу, ведущую на военный пирс. В связи с тем, что стояла тёплая и ветреная погода на этом пути нам приходилось проявлять некоторые качества покорителей бездорожья, но вскоре пункт «Б» нашего маршрута был достигнут.

Вид с морской части пирса.Вид с морской части пирса.

Перед нами открылась прекрасная картина: с морской части пирса была чистая и спокойная вода, по которой на различном расстоянии от берега неторопливо плавали редкие льдины, а внутренняя часть ещё держала приличное заснеженное ледяное поле, что вызвало радость у наших гостей, поскольку давало шанс сделать некоторое количество снимков подо льдом.

Стоит отметить погоду: таких тёплых и спокойных дней в начале марта я не видел никогда. Весь погодный график был сдвинут в это году примерно на месяц вперёд, а обычно неспокойное Охотское море иногда было похоже на тихое лесное озеро, по которому пробегала лёгкая рябь. Но так конечно было не во все дни нашего «сафари».

Затопленная подводная лодка 613-го проекта 171 ОБрПЛ.Затопленная подводная лодка 613-го проекта 171 ОБрПЛ.

Сделав первое погружения мы все были шокированы видимостью в толще воды. Все объекты просматривались на 10 – 15 метров, прозрачность была изумительная, создавалось ощущение, будто мы ныряем не в Охотском, а в Красном море. Условия видимости позволяли обозревать добрую половину подводной лодки и окружающие подводные окрестности.

Медуза неспешно следует по своим делам...

Медуза неспешно следует по своим делам…

И если на поверхности море казалось безжизненным, закованным в покрытые снегом и льдом берега, то в толще воды и на морском дне кипела жизнь, сверкая всеми красками радуги.

Потревоженный краб.

Потревоженный краб.

Вот местный хозяин этого участка дна — краб, пытается избежать более близкого знакомства с дайверами и покидает свое насиженное место…

На дне морском.

На дне морском.

При хорошем освещении на морском дне можно найти много чудес и красот. Вот на снимке один из обитателей бухты Нагаева. 

Креветка.

Креветка.

Простая креветка превращается в фантастическое создание, примерившее тигровую окраску.

Морская звезда.

Морская звезда.

Ещё один обитатель морского дна — морская звезда, впечатляюще смотрится под прицелом макрообъектива.

Бычок сторожит свои владения.

Бычок сторожит свои владения.

Бучок-керчак, устроившийся в засаде, явно недоволен назойливым внимание дайверов, но позволяет сделать несколько снимков на память.

Загадочный обитатель морской стихии.

Загадочный обитатель морской стихии.

Вот такое чудо попало в поле зрения дайверов.

Погибшая нерпа.Погибшая нерпа.

Вот такой вот интересный временный подводный объект был обнаружен – погибшая нерпа, от которой остался скелет и некоторые недоеденные морской живностью части туши. Ещё одна деталь добавляла большое внимание этому месту – на нерпе сидело множество морских звёзд и бурно колосились актинии, что придавало вид очень ухоженной «могилки». Гибель одного организма давала жизнь многим другим. Также скелет долго не давал нам покоя в вопросе: «А почему всё таки погиб морзверь?».

Краб.

Краб.

Кто сказал, что морское дно холодного Охотского моря безжизненно и не представляет интереса — тот был совсем не прав… Вот ещё одни представитель крабьего племени удобно устроился на листе ламинарии.

Креветка, необычный ракурс.

Креветка, необычный ракурс.

Креветки, осознавшие себя в роли моделей, и позирующие для наших гостей… Ребята отсняли хороший материал и потрясающие кадры, но в рамках одной статьи это тяжело все вместить…

Помимо этого первые дни погружений были наполнены и многими другими запоминающимися моментами, например приехав на второй день и подойдя к краю ледяного припая с морской стороны мы увидели, как огромная стая наваги проходит в воде, практически вжимаясь в лёд. В этот момент все как один подумали: «Вот сейчас бы сачок…».

Дайвер на фоне затопленной подводной лодки 613-го проекта.

Дайвер на фоне затопленной подводной лодки 613-го проекта.

На третий день мы таки совершили подлёдное погружение в майну на внутренней стороне пирса. Погуляв под водой в полной темноте, где немного света давала только майна и фонари все как-то разом решили всё же нырять в открытую воду. Прозрачность воды, яркий солнечный свет и отсутствие страховки прельщали гораздо больше.

Фрагмент затопленной подводной лодки 613-го проекта.

Фрагмент затопленной подводной лодки 613-го проекта.

У всей нашей ныряющей команды было большое желание попасть на лучший сайт бухты Нагаева – пароход «Выборг», однако сделать это было совсем не просто.

Колония актиний.

Колония актиний на затопленной подводной лодке.

Более подробно о декабрьском взрыве 1947 года в бухте Нагаева, в результате которого погибли пароходы «Выборг» и «Генерал Ватутин», был частично разрушен морпорт, можно почитать здесь.

Поначалу не было даже понимания, есть ли над ним лёд, или он уже находится в открытой воде. Когда мы с Эдуардом делали на свой страх и риск пешую разведку по оставшейся небольшой части льда, то не увидели основную примету «Выборга» — торос над баллером руля. Стало ясно, что над пароходом чистая вода.

Пароход «Выборг» на дне бухты Нагаева.

Пароход «Выборг» на дне бухты Нагаева.

Но нырять с кромки льда, покрытого «живыми» трещинами было слишком опасно. Для этого погружения был выбран другой путь. С помощью Игоря Учуева, который любезно согласился предоставить лодку с мотором и поучаствовать в нашем безумном мероприятии, наша дайв-банда выходила к точке погружения двумя группами. К нашему счастью граница льда проходила аккурат по пароходу, что немного упростило нам задачу. Этот день оказался очень насыщенным.

На пароходе «Выборг».

На пароходе «Выборг».

Базовый лагерь для выходов мы разбили прямо на ледяном припае, туда же загнали автомобили, благодаря чему нам не пришлось исполнять марш-броски с баллонами и снаряжением. С вовремя подошедшим приливом первая группа выходила в море практически как с причала, если бы не ветерок с мелкой снежной позёмкой выход в море смотрелся бы совсем по летнему. Оставшись с Андреем ожидать своего выхода мы наблюдали за коллегами, которые дошли до точки погружения и готовились начать его. В какой то момент к ребятам с берега на снегоходе подъехали сотрудники ГИМС, которые сильно заинтересовались событиями, разворачивающимися у них на глазах, на краю зыбкого ледяного поля. Поговорив с нашими дайверами и убедившись, что люди должным образом подготовлены, полностью осознают ответственность за все риски они удалились наблюдать с берега.

Подготовка к погружению.

Подготовка к погружению.

После возвращения первой группы настала наша очередь. Сделав все приготовления мы вышли в море. «Заехав» лодкой на кромку льда мы спешились и сделав контрольную проверку снаряжения вошли в воду.

Колонии актиний на погибшем пароходе.Колонии актиний на погибшем пароходе.

Несмотря на то, что видимость в воде несколько ухудшилась по сравнению со временем захода в воду первой группы, увиденная картинка впечатляла: в морскую сторону виднелась корма погибшего корабля, обросшая многочисленными актиниями, а за спиной у нас стояла чёрная стена – лёд глушил солнечный свет, это восторгало и пугало одновременно.

На границе льда начинается тьма...

На границе льда начинается тьма…

Постаравшись максимально выполнить поставленные перед собой задачи мы провели погружение и вернулись в базовый лагерь.

Весна и здесь кипит жизнь.Весна и здесь кипит жизнь.

Правда теперь в связи с отливом уже не получилось доставить снаряжение и лодку почти к машинам, а пришлось таскать около 100 метров по торосам, но это особо никого не огорчило.

На десерт всего нашего экстремального мероприятия было запланировано совершить погружение на пирсе «Старая весёлая», с целью получения кадров с солнцем и плавающими наверху хорошего размера льдинами, тем более эта перспектива просматривалась за несколько дней до этого, когда мы приезжали туда делать приличный сход в воду с припая. В день исполнения наших планов почти всё было замечательно, но это было бы слишком. Солнце конечно светило выше всяких похвал, но суровое Охотское море было категорически против нам помогать.

Море волнуется.

Море волнуется.

Дул сильнейший ветер, разгонявший волны, высотой до 3 метров, которые врезаясь в камни причала поднимали фонтаны брызг, возвышающиеся на 10 – 12 метров вверх и накрывающие окрестный берег в приличном радиусе солёной водой. Ещё при этом нам удалось наблюдать за разрушением чудом сохранившегося ледяного покрова, цеплявшегося между островом «Вдовушка» и берегом. На наших глазах на льду появлялись трещины, росли в размерах, а затем весь лёд начинал ломаться на более мелкие куски и качаться в такт волнам.

Битый лёд у Вдовушки.Битый лёд у Вдовушки.

Стоит отметить, что все красивые и живописные льдины, с которыми мы планировали делать фотошедевры превратились в «мюсли» (правда было очень похоже), только несколько большего размера. В общем вопрос о погружениях в этот день снялся сам собой.

Андрей Оборин на фоне Вдовушки. Старая Весёлая.Андрей Оборин на фоне Вдовушки. Старая Весёлая.

Оставшееся время пребывания наших гостей прошло более спокойно и было отдано более мирным занятиям, вроде посещения рынка и завершающего вечера-банкета. Все остались очень довольны днями, проведёнными в Магадане и уезжая строили планы на следующий приезд, которые некоторые из участников вскоре осуществили, но это совсем уже другая история…

Автор статьи: Максим Брижик.

P.S. Благодарю за настоятельный призыв к действию в написании этой статьи Василия Образцова.

За любезно предоставленные фотографии огромное спасибо Сергею Шанину, Андрею Оборину и Денису Дягтерёву.

Статья написана в путешествии в поезде №765АА «Сапсан» С.Пб-Москва, и самолёте рейс SU №6289 Москва –Магадан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *