Колымский край очень богат водными ресурсами, вода здесь первозданной чистоты и необыкновенно вкусная, а в некоторых местах так и целебная. По большей части горный рельеф и вечная мерзлота определяют дикий нрав у местных рек. Небольшая прозрачная речушка, после ночного дождя может превратиться в бушующий, неукротимый поток. А река Таскан, напитавшись стоками бесчисленных речек и ручьев, превращается в настоящую дикую стихию, ревущую и стонущую, волокущую вывороченные деревья и муть размытых берегов. Картина половодья завораживает динамикой, звуком и мощью, можно часами смотреть на это с восторгом и изумлением.
Периодически происходят особо сильные паводки на реке Колыма и притоках, только мало ещё изучен характер этой стихии. Знаменитое наводнение 1939 года натворило много бед неопытным покорителям севера. Как его пережили в Эльгене история умалчивает, только и отмечено приобретением двухэтажного здания для «деткомбината».
Следующий паводок прокатился в 1956 году. Там где два горных массива Басыканьи и Туоннаха сдавливают русло реки Колыма, превращая едва не в каньон, почти в том месте, где сейчас Среднеканская ГЭС, в ту суровую зиму перехватила русло реки наледь. Для самой Колымы это редкое явление. Для мелких речушек и ручьев наоборот заурядное. Так эта необычная наледь наморозила плотину высотой в одиннадцать метров. Весенний ледоход естественно, закупорил это горло льдинами и вода начала подниматься с угрожающей скоростью, затопив устье реки Таскан и остановив его. Эльген превратился в озеро с торчащими из воды домиками. На дорогах лодки сменили автомобили.
Из детского сада малышню вывозили родители на лодках. Детскому глупому восторгу не было предела. В условиях жесткой командно-административной системы сработали очень быстро и грамотно. Направили авиацию и бомбардировщики, в порядке тренировки отработали бомбометание по затору очень успешно и оперативно. Вода сошла так же быстро, как и поднялась, оставив только волнующие воспоминания.
Каждый год происходят весенние паводки и разливы после бурных дождей, но такого мощного эльгенцы не увидят теперь много лет. Но то, что они переживут на стыке веков, превратит былые паводки в бледную картинку из прошлого. О чем я надеюсь рассказать в свое время.
Зимой река прячется под лед, на тихих и глубоких заводях лед нарастает довольно толстый, но переправляться в таких местах на тракторах и машинах опасно для жизни. А на перекатах, где воды едва больше чем по колено лед всю зиму тонкий и непригодный для переправы.
А преодолевать реку необходимо, так как на другой стороне заготавливают лес. Почти весь поселок ещё топит печи и деловой лес нужен для хозяйства. Всю зиму бригада лесорубов, человек из семи — десяти заготавливает древесину. Вывозят на тракторных санях, зачастую сцепив парой, для экономии горючего и увеличения производительности.
Что бы обеспечить этот конвейер и возводят каждую осень примитивный мост на перекате. Конструкция получается очень неуклюжая и допотопная, но служит зиму исправно и надежно. Сверху засыпают бревна щепой и заливают водой, что бы сани с лесом пролетали без задержки и сопротивления.
Лес заготавливали в пойме реки Судар, там река делится на два рукава Большой Судар и Малый. Расстояние километров двадцать. Но дорога тяжелая, зимник пробитый бульдозером по марям и плоскогорьям. Скорость хоть трактором, хоть автомобилем почти одинаковая. Трактора теперь мощные «С-80» с теплой кабиной, которую утепляют обивая старыми одеялами и войлоком. Только осторожно надо обращаться с огнем в таких кабинах, а так хорошо, можно и шубу скинуть с рукавицами. Не чета первым тракторам «С-60», которые вообще были без кабин, хотя и тому рады были. Такая силища в помощь, где все вручную, да на горбу.
Грузили бревна на сани с большой изобретательностью. Делали штабель на высоком берегу реки, сани загоняли в русло к самому берегу и скатывали бревна вниз без особого усилия. Речка в этих местах промерзала насквозь и вода уходила, высушивая русла и превращая их в извилистые дороги.