Магадан. «Щуки» заходили в гости к нам…

Подводные лодки типа «Щука» у плавбазы «Саратов» в бухте Находка 1934-1935 годыПодводные лодки типа «Щука» у плавбазы «Саратов» в бухте Находка 1934-1935 годы.

В августе — сентябре 1936 года пять лучших тихоокеанских подводных лодок  и плавбаза «Саратов», совершили большое совместное плавание. Руководил этим походом в будущем известный флагман флота (Герой Советского Союза, вице-адмирал), а пока капитан 2 ранга Г.Н. Холостяков. Необходимое штурманское обеспечение осуществляли штурманы — профессионалы Е.И. Артемьев и М.П. Кожухов.

Тысячи миль прошли корабли, отрабатывая торпедные атаки, артиллерийские стрельбы, срочные погружения и другие боевые задачи. Впервые в истории советские подлодки посетили Охотск, Магадан, Охту, залив Байкал. Подводники высаживались на острове Удд в Сахалинском заливе, где закончил свой беспосадочный перелет Москва — Камчатка легендарный Василий Чкалов.

В составе соединения подводных лодок были:

  • Щ-117 (С-117) «Макрель», тип Щ V-бис серии (командир капитан-лейтенант М. И. Гаджиев)
  • Щ-118 (С-118) «Кефаль», тип «Щ» V-бис серии (командир Н.С. Ивановский-Иванов)
  • Щ-119 (С-119) «Белуга», тип «Щ» V-бис серии (командир капитан 3 ранга В.В. Киселев)
  • Щ-120 (С-120) «Навага», тип «Щ» V-бис серии (командир В.П. Радченко)
  • Щ-121 (С-121) «Зубатка», тип «Щ» V-бис-2 серии (командир Н.И. Виноградов)

 26 августа 1936 года в бухту Нагаева прибыли  пять «Щук» и плавбаза «Саратов».   Очень тепло  встретили подводников трудящиеся строившегося Магадана. Они показали гостям замечательный парк культуры и отдыха, авторемонтный завод и другие предприятия, школы и детские сады, пригласили на торжественное открытие клуба, организовали экскурсии моряков на  Колымской трассе, протяженность которой в те годы уже измерялась сотнями километров.

7.11.1969 г., б.Парис, ПКЗ «Саратов» (из альбома ст.матроса в отставке Люст Г.Д.).7.11.1969 г., б. Парис, ПКЗ «Саратов» (из альбома ст.матроса в отставке Люст Г.Д.).

Конечно, для первых магаданцев подводные лодки были диковинкой. В отсеки подводных лодок спустилось на экскурсию все руководство главной организации Колымы — треста «Дальстрой». Подводники ответили на гостеприимство магаданцев показательными выступлениями. На его рейде — в бухте Нагаево, глубоко врезающейся в материк, где еще никогда не видели подводных лодок, был устроен маленький подводный парад:  подводные лодки Щ-119 (командир капитан 3 ранга В.В. Киселев) и Щ-117 (командир капитан-лейтенант М.И. Гаджиев)  выполнили срочное погружение и прошли под перископом и без него мимо флагмана. Руководство Дальстроя во главе с Э.П. Берзиным  с мостика плавбазы наблюдало за действиями подводников и подводных лодок. Магаданцы восторженно отзывались о высокой выучке тихоокеанцев.

Щ-117 и Щ-119, Советская Гавань, 1945гЩ-117 и Щ-119, Советская Гавань, 1945 год.

В честь подводников был организован банкет, куда Э.П. Берзиным был приглашен командный состав. Экипажи лодок получили тут неожиданное в таких широтах угощение — парниковые огурцы, свежую капусту и другие овощи, редкие тогда и в более южных районах Дальнего Востока.

После захода в Магадан соединение посетило Оху и благополучно вернулось на базу. У двух лодок из участвовавших в походе Щ-119 (командир В.В. Киселев) и Щ-121 (командир Н.И. Виноградов) была поставлена задача достичь предельной дальности плавания без дозаправки топливом. Они не вернулись, как остальные корабли, в базу, а направились нести позиционную службу.

Щ-122, Щ-121 и Щ-123. Владивосток, весна 1935гЩ-122, Щ-121 и Щ-123. Владивосток, весна 1935 года.

В 1937 году в бухту Нагаево (г. Магадан) совершила заход еще одна подводная лодка V серии проекта Щ  — Щ-105 «Кета» во время похода.

Так описывает этот поход очевидец событий Власов Лев Александрович: «Побывали на Сахалине. Татарским проливом вышли в Охотское море, достигли самой южной оконечности Камчатки — мыса Лопатка. Отсюда — в бухту Нагаева. Все время нас мотал шторм, но мы продолжаем дальний и очень трудный путь. Через несколько дней почти все моряки привыкли к качке. Кончились свежие продукты. Питаемся консервами и сухарями. Мучаемся с топливом. Чтобы его хватило подольше, мы загрузили соляр в балластные цистерны, не приспособленные для этой цели, и в качку топливо перемешивается с водой, дизели чихают и останавливаются.

Подводная лодка Щ-105 на морском параде Морских сил Дальнего Востока в бухте Новик. 5 мая 1934 года.Подводная лодка Щ-105 на морском параде Морских сил Дальнего Востока в бухте Новик. 5 мая 1934 года.

Страдают курильщики. Все запаслись махоркой и спичками, а о бумаге не позаботились. Газеты все искурили, в ход пошли лишние служебные журналы с бумагой такой толстой и плотной, что дым от нее ест глаза даже на чистом воздухе.

Для свободных от вахты ежедневно устраивалось несколько киносеансов. У нас было семь узкопленочных немых фильмов, которые мы прокручивали на маленьком портативном аппаратике. Такие кинопередвижки только появились на лодках. Нередко сеансы устраивались для трех-четырех человек. Вместо экрана — развернутый тетрадочный лист. Нечего и говорить, что фильмы, которыми мы располагали, все вызубрили наизусть.

В молодом советском городе Магадане пополнили запасы свежей пищи, отдохнули. И снова потянулись походные дни. На обратном пути увидели новые места: залив Де-Кастри с тремя прелестными островками посередине, Советскую Гавань, бухту Постовую.

Мы по-настоящему полюбили Дальний Восток, его чудесные бухты, голубые сопки и бескрайний простор океана. Все поняли: только в таких далеких, нелегких походах и можно стать настоящим моряком».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *