С высоким напряжением — на ты.
В начале октября в правительстве Магаданской области состоялось заседание региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Обсуждались меры по трудоустройству колымских выпускников, из которых лишь около 60 процентов, как определила комиссия, по окончании обучения находят себе работу .
Чем же занимаются остальные 40 процентов самой работоспособной, подвижной, креативной категории трудоспособного населения со свежим взглядом на жизнь и потому еще не погрязшей в косности и рутине?
Какая-то часть выпускников уходит служить в армию, кто-то — в отпуск по уходу за ребенком. А остальные?
Почему вопрос с трудоустройством нашей молодежи, имеющей на руках дипломы о профессиональном образовании, возникает в условиях острой нехватки трудовых ресурсов, особенно в ведущих отраслях экономики?
И что нужно сделать, чтобы работодатель и молодой специалист нашли друг друга? Порассуждаем.
Или опыт работы, или нужное знакомство
— Мне нравится создавать что-то новое. Строитель – профессия созидателей, поэтому я ее и выбрала, — объясняет свое решение Наталья Винокурова.
Наталья Винокурова с дипломом строителя.
В этом году она получила диплом по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Магаданского политехнического техникума. Учиться, признается, было сложно, из 32-х сокурсников к финишу пришло всего десять студентов.
— Трудно, но все равно интересно, особенно сметы составлять. Этим летом я дополнительно окончила курсы «Сметное дело» при СВГУ.
Вот только применить полученные знания на всеобщую пользу не могу: работу по специальности не нашла до сих пор.
— Где искала?
— Да везде! Разнесла анкеты в САТЭК, городской департамент ЖКХ, в офисы горнорудных компаний. Там приняли, поблагодарили, сказали, если будет нужен такой специалист, они позвонят. И на этом все.
Обратилась в Центр занятости. В этой структуре мне как выпускнику должны были подыскать работу по специальности. За два месяца дали одно направление – в организацию, которая занимается техническим обеспечением телерадиовещания в области. Телевышки обслуживает.
Там как раз нужен был сметчик, но я не подошла. Объяснили, что им требуется специалист с высшим образованием и с опытом работы.
То же самое говорят в других крупных магаданских организациях и компаниях, куда я обращалась с вопросом возможного трудоустройства. Везде рассматривают тебя как потенциального сотрудника только при наличии опыта работы по специальности и высшего образования.
Это тем более странно, что я, как и многие, считаю, что высшее строительное образование зачастую не дает того качества и глубины знаний, которые закладываются в Магаданском политехе, и работодатели не могут об этом не знать.
Сейчас в строительстве повсеместно применяются специальные компьютерные программы – сметные, чертежные. У студентов политеха навыки обращения с ними отработаны, в то время как большинство «строителей с опытом» не знакомы с этими программами или обучаются самостоятельно, как говорится, методом тыка. А мы-то все это уже знаем, умеем! Но нас почему-то не берут.
Не говорю уже об опыте. Где его набраться, если негде работать? Невозможно устроиться даже простым рабочим на стройку – тем же штукатуром-маляром, даром что у меня есть разряд. Везде гастарбайтеры, либо украинцы, либо южане. Местных жителей вы ни на одной стройке не найдете.
— А пойти на какие-нибудь обучающие курсы по востребованным специальностям с помощью Центра занятости не думала?
— Думала. Но в Центре мне еще в августе пояснили, что мест в группах нет до конца года. Возможность поучиться может представиться только в следующем году.
— Чем же занимаешься сейчас?
— Прохожу стажировку в магазине стройматериалов – по работе с клиентами, которые покупают товар по безналу. Составляю счета-фактуры.
Это, конечно, совсем не то, к чему я стремилась и готовилась. Но плюс хотя бы в том, что будет опыт работы с бухгалтерской программой С1, и второй – в общении с представителями магаданских строительных компаний. Глядишь, со временем получится найти более подходящую работу.
— Наташа, тебе известно, как обстоят дела с поиском работы у твоих однокурсников? Может быть, им посчастливилось больше?
— Знаю только одного, который работает вахтовым методом по специальности. На предприятие ему помогли устроиться родители, они там же трудятся. Остальные кто где, в основном по магазинам. Из прошлогоднего выпуска, знаю, по меньшей мере половина не работает в строительной отрасли. Либо нет вакансий, либо нет полезных связей и знакомств, чтобы пристроиться.
Адекватные запросы и старание
У руководителей строительных предприятий (и не строительных, впрочем, тоже) в вопросе трудоустройства молодых специалистов – своя позиция: «Слишком большие запросы у нынешней молодежи.
Чтобы и зарплата была не ниже 50 тысяч, и обязанностей немного, и ответственности никакой, и желательно сразу – начальственное кресло. И не хотят они понимать, что так не бывает, что до всего надо доходить своим умом, трудом, старанием».
Стены будут ровные, красивые!
К примеру, заместитель директора ООО «Стройдор» Александр Коваль с трудоустройством выпускников строительных факультетов никакой проблемы не видит:
— Кто к нам обращается, всех устраиваем.
— В данный момент сколько молодых специалистов работает на вашем предприятии?
— Сейчас точно сказать не могу, у нас коллектив больше тысячи человек. Но тридцать-сорок молодых точно есть. Большая часть из них, поработав у нас, приобретя опыт, устраиваются в другие компании. После нашей школы их везде берут с удовольствием.
— В «Стройдоре» есть требования к соискателям: высшее образование, опыт работы по специальности?
— Определенные требования, конечно, есть. Но каждый случай рассматривается отдельно. В кадровой политике у нас индивидуальный подход.
— Александр Евгеньевич, что вы можете предложить молодым, какой уровень заработной платы?
— Смотря чем они будут заниматься. Все зависит от того, рабочая это будет специальность или инженерно-техническая, на трассе будет человек работать или в городе. Все очень индивидуально.
Однако заверю, что меньше 25 тысяч рублей молодые специалисты у нас получать не будут. А дальше все зависит от того, как они себя покажут. Возможность роста есть, обязательно. Пусть приходят, пробуют себя
Гастарбайтеры и неопределенность линии жизни
Татьяна Шешукова со студентками.
— Не ценится нынче наш труд, труд магаданских преподавателей, — вздыхает заведующая производственной практикой Магаданского политехникума Татьяна Шешукова. — Набирают в работники приглашенных из ближнего зарубежья.
Почему такая тенденция? Потому что те согласны работать за меньшую оплату труда, без соцпакета. Ну, во всяком случае, так говорят.
А какого качества эта рабочая сила? У меня недавно разговор был с нашим бывшим студентом, который окончил строительное отделение. Работает по специальности – повезло устроиться. Так он меня предупредил: «Не берите ни за что квартиру в новых домах, которые сейчас строятся! В них жить опасно, они не сейсмоустойчивые, и вообще…»
— Многим вашим выпускникам «везет», как этому молодому человеку?
— Вот статистика за три последних года: мы отслеживаем ситуацию, хотя сами, к сожалению, не можем на нее повлиять.
В 2014 году техникум выпустил 75 человек, из них в армию ушли 28, 14 поступили в вузы, трудоустроены 33, в том числе по специальности – 28. Неплохо, правда?
В 2015-м мы выпустили 67 специалистов, армия забрала 19, 39 трудоустроились, но по специальности – 26. 13 растворились где-то по другим отраслям.
Выпуск 2016 года — 82 человека, 30 ушли служить. Из 52-х 12 выпускников продолжают обучение в вузах, 36 работают, и только 13 из них – по специальности. Четверо не трудоустроены вообще.
Из своего многолетнего преподавательского опыта могу сделать вывод, что предпочтения работодателей в пользу иностранной рабочей силы – не единственная причина того, что выпускники не находят работу по специальности.
Отборщики геологических проб — народ суровый…
Бывает, смотришь на студента и понимаешь, что он не ту профессию для себя выбрал. Ну, не его! Девочки идут на дорожников. Какие дорожники?! Или на геологов. Потом приходит время практики, надо ехать в поля, они в ужасе.
Кто-то не смог после школы определиться, чего он от жизни хочет, кто-то имел ошибочное представление о профессии.
— Хотя профориентационная работа со старшеклассниками, по сообщениям министерства образования, ведется системно.
— И мы ее проводим. Устраиваем в техникуме дни открытых дверей, рассказываем, какая профессия что из себя представляет, но…
В этом году строительное отделение окончила девочка – прекрасная студентка, умница, училась на «отлично». Неужели не нашла бы с такими данными работу по специальности? Было бы желание. Но устроилась на службу в банке.
Иные студенты прямо говорят в ответ на недовольство преподавателей их успеваемостью или посещаемостью занятий: «Я все равно не буду по этой специальности работать». Спрашивается, зачем время теряют, занимают в техникуме чье-то место?
Тяжело в учении, не легко в бою
Что нам стоит дом построить!
Отдельная история – прохождение производственной практики магаданских студентов. Казалось бы, это идеальная возможность для парня или девушки уже на начальной стадии определиться, правильно ли был сделан профессиональный выбор.
Больше того: это реальный шанс для работодателя и будущего работника присмотреться друг к другу, выстроить отношения на перспективу. Этот принцип был прочно встроен в прежнюю систему профессионального образования в нашей стране. Однако сегодня он осуществим лишь в исключительных случаях.
— Мне с практикой, можно сказать, повезло, — говорит Наталья Винокурова. – Ну, как повезло… Мама работает на АрГРЭС в Мяундже, она договаривалась, чтобы я проходила практику на станции. Занималась как раз сметами строительных работ.
Намного сложнее было тем, кто проходил производственную практику в городе. Оплачиваемую работу на этот период самостоятельно найти фактически невозможно. И даже бесплатная практика далеко не всегда то, что нужно.
Знаете, как проходили практику мои однокурсники в городской строительной структуре? Пришли в контору, им говорят: «Для вас работы нет. Давайте ваши документы, мы все подпишем. Через месяц приходите, забирайте». Вот и все практикование.
— А по предприятиям во время обучения ходили? Знакомились с потенциальными работодателями?
— По организациям нас не водили, только по строящимся объектам. Общались с прорабами. Как-то на четвертом курсе меня и еще одну девочку направили в одну управляющую компанию – ей нужны были работники по части эксплуатации зданий и сооружений.
Но приняли нас не очень благосклонно: работники «управляйке» требовались на полный рабочий график, а у нас дипломы на носу, мы только по несколько часов в день могли работать. На том и расстались.
«Приплатим за наставничество»
— Устройство студентов на практику – проблема очень серьезная, — подтверждает Татьяна Шешукова, — хотя это чрезвычайно важный момент. Техникум дает теоретическую часть знаний, которую еще нужно закреплять практическими навыками на производстве.
Мастер-класс по штукатурке.
И если учебную практику вполне возможно организовать в стенах техникума – в мастерских, лабораториях, даже в кабинетах и коридорах (видите, как стены здесь аккуратно отштукатурены, покрашены? Это наших студентов-строителей рук дело!), то с производственной порой — прямо беда.
Разумеется, техникум старается заключать с работодателями соглашения о социальном партнерстве – и долгосрочные, и краткосрочные. У нас есть надежные партнеры, которые ежегодно берут наших студентов, «обкатывают» их на производстве, дают, что называется, пороху понюхать. Огромнейшее спасибо им всем!
Это, прежде всего, крупные горные компании: «Полиметалл», «Рудник им. Матросова», «Электрум Плюс», «Станнолит»; научно-производственное предприятие «Гидрогеолог», Северо-Восточное производственно-геологическое объединение, СВКНИИ ДВО РАН; строительные организации: «Усть-СреднеканГЭСстрой», «САТЭК»; предприятия энергетической отрасли: «Магадантеплосеть», Магаданская ТЭЦ и «Южные электрические сети» (филиалы ПАО «Магаданэнерго»).
Из автотранспортных предприятий нашими постоянными партнерами являются Магаданский автоцентр КамАЗ, автотранспортное предприятие – филиал «Магаданэнерго», дорожное эксплуатационное учреждение «Магаданское», «ГЭЛУД», «Магаданская дорожная компания». Берут студентов политехникума на практику «Ростелеком», «Магаданский механический завод».
В этом году мы подружились с «Чукотской горно-геологической компанией» (дочернее предприятие корпорации «Кинросс Голд»). После жесткого отбора «ЧГГК» взяло на практику на рудник «Купол» четырех наших студентов – геолога и трех электриков.
Покорители колымских просторов.
Ребятам очень понравилось! И заработали прилично, и получили бесценный опыт. Мы тоже рады за них, особенно потому, что по окончании учебы их ждут на «Куполе» уже в качестве постоянных сотрудников.
А вообще-то студентов-электриков сложно устроить на практику, даром что энергетическую отрасль в области представляют столько предприятий. То же самое могу сказать и о наших дорожниках. Отделение «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов» в техникуме новое, база работодателей еще не наработана.
Многие дорожные компании, да, к слову, не только они, отказываются под тем предлогом, что нет финансирования, сокращаются объемы работ, урезаются штаты… В этом году выручили «ГЭЛУД» и аэропорт Магадан, взяли наших практикантов, правда, без оплаты их труда, но и на том спасибо.
Бухгалтерия порядок любит.
Есть еще предприятия, в том числе ИП, торговые точки, с которыми мы тоже сотрудничаем на постоянной основе, но которые могут брать за сезон не больше одного-двух студентов, тех же бухгалтеров – их у нас много, группами устраивать не получается. «Раздаем» по одному.
Попутно выскажу пожелание нашим уважаемым работодателям: не бойтесь давать практикантам работу по профилю, доверяйте им! Под присмотром, конечно. Просто если вместо труда по специальности студенты всю практику будут мести дворы и мыть коридоры, им вряд ли прибавит это профессионализма и любви к выбранной специальности.
— «Нехватка финансов, сокращения штатов и объемов работ» — не очень вяжутся эти ответы производственников с утверждениями о динамичном развитии экономики области. Здесь явное несоответствие.
— Вы же понимаете, что этот вопрос следует задавать не мне. Я делаю все, что от меня зависит. Сижу с утра до вечера на телефонах, обзваниваю руководителей предприятий, уговариваю, упрашиваю, обещаю, что пришлем только самых лучших.
Настраиваем студентов на рабочий лад: «Постарайтесь зарекомендовать себя, показаться с лучшей стороны, и тогда работодатель обязательно возьмет вас на следующую практику, а затем и на работу».
— Государство никак не поощряет хозяйствующие субъекты, способствующие трудоустройству практикантов?
— Увы, нет, хотя раньше это было, например, в виде доплаты квалифицированным специалистам – наставникам, которые закреплялись за каждым студентом. Наставники и сейчас есть, но доплаты за лишние хлопоты предприятия им не производят.
В этом году техникуму самому пришлось оплачивать наставничество иным предприятиям, таким образом стимулируя сотрудничество с нами. Студенты в этих случаях работали бесплатно. Конечно, с вознаграждением за труд, пусть даже небольшим, у ребят совсем другой интерес к работе
Вернуть распределение!
Какие же меры могут способствовать выравниванию ситуации на региональном рынке труда в отношении молодых специалистов? Чтобы было так: учится парень или девушка в техникуме, вузе, профлицее по специальности, с которой хочет связать свою жизнь, и четко понимает, что по окончании обучения не останется без работы?
А с другой стороны, чтобы у работодателя была твердая уверенность, что через год, два, три его коллектив пополнится свежими дипломированными кадрами, для которых есть и места на производстве, и фронт работ, и опытные наставники, что, соответственно, предполагает и реальную перспективу развития предприятия? Что нужно для этого сделать?
— Вернуть утраченное — распределение выпускников профессиональных учебных заведений на конкретные предприятия и в организации, — считает Татьяна Шешукова. – Чтобы как раньше: не отработаешь на них положенные три года – твой диплом признается недействительным. А работаешь – тебе предоставляется служебное жилье и другие положенные молодым специалистам льготы.
Знаете, и я сама, и многие мои коллеги приехали в свое время в Магаданскую область по распределению после окончания техникума, вуза. Ехали на три года, остались на всю жизнь.
Так и заселялась Колыма. И мы росли: ребята-бурильщики, которые начинали трудовую деятельность вместе со мной в Ягоднинском ГОКе, со временем стали директорами приисков. Я, работая сварщицей, окончила институт, доросла до горного мастера, теперь вот уже десять лет как преподаю.
Надо с чего-то начать, зацепиться, а потом дело пойдет. Как говорится, лиха беда начало, но сегодняшние выпускники, к огромному сожалению, этого «начала» зачастую лишены. Получают дипломы – и мечутся, не знают, куда прислониться.
Если бы региональный закон обязывал работодателей брать молодых специалистов, к примеру, по определенной квоте, этих метаний не было бы. И рынок был бы насыщен своими кадрами, и местная безработица снизилась бы, и отпала бы нужда наводнять область неквалифицированной рабочей силой из ближнего зарубежья.
Электропроводка в норме!
А итог всему: качественные дороги и качественные дома, порядок в бухучете на предприятиях и блестящие геологические открытия на всей территории области, строительство новых рудников. И самое главное: перестала бы уезжать с Колымы в поисках лучшей доли наша молодежь.
— Вы говорили об этом с властью региона, поднимали проблему?
— В этом году прошла встреча наших студентов с губернатором Магаданской области. Ребята задали Владимиру Петровичу Печеному вопрос о трудоустройстве: куда им идти после окончания техникума, где искать работу?
«Будем решать», — ответил губернатор. Студенты помнят об этом обещании. И ждут, — утверждает Татьяна Михайловна.
А как относятся к идее распределения студенты? «Я была бы не против. Это лучше, чем обивать пороги в бесплодных поисках работы», — говорит Наталья Винокурова. Могу предположить, что аналогично ответят если не все, то большая часть магаданских выпускников, которым не повезло трудоустроиться в области по специальности.
И последнее. Российский премьер-министр Дмитрий Медведев на днях высказался против возвращения системы распределения, которую в современных условиях считает «нецелесообразной», в пользу широкого внедрения системы целевого приема в образовательные учреждения («Интерфакс», 14.10.2016).
Что лучше? Думаю, это серьезная тема для обсуждения в колымском сообществе и прежде всего – депутатами регионального заксобрания. В любом случае, на проблему пора обратить самое пристальное внимание.
Автор: Саша Осенева.
2016 год.