Фото Олефира С.М.
СТАНИСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ ОЛЕФИР
(12.09.1938 – 16.05.2015 гг.)
12 сентября 2014 года исполняется 76 лет со дня рождения С.М.Олефира. Дата не юбилейная, но после семидесяти каждый прожитый год – как юбилей. Стандартные сведения – когда родился, где учился и работал, когда и на ком женился, сколько книг написал Станислав Михайлович, конечно, интересны, но с ними можно познакомиться либо в брошюре «Календарь дат и событий по Магаданской области на 2013 год» (МОУНБ им. А.С.Пушкина, Магадан, 2012), либо в справочнике «Писатели Колымы» (Магадан, ОАО «МАОБТИ», 2005), либо в Интернете.
Письмо Игоря Дорогого о Олефире. 1 страница.
Я не ставил своей целью анализировать произведения Олефира. С особым старанием это сделали зоолог И. Дорогой (его многочисленная серия статей в магаданских газетах «Северная надбавка» и «Колымский тракт») и писатель В. Данилушкин (справочник «Писатели…»). А вот история принятия Станислава Михайловича в члены Союза писателей – на мой взгляд, интересна и необычайна по своей витиеватости и продолжительности.
Первая книга писателя – «Встречи в колымской тайге» – увидела свет в Магаданском книжном издательстве в 1980 году. В следующем году, в соавторстве с И.И. Зайцевым, в Магадане выходит его вторая книга – «Любительская охота на Колыме». Правда, это не художественное творение, а пособие для охотников, и скорее любителей, чем профессионалов.
С. Олефир пишет много и постоянно шлёт письма и руководству Магаданского книжного издательства, и секретарю Магаданского отделения СП с предложениями о выпуске своих произведений. И порой письма несут столько информации, что не знаешь куда её девать и куда от неё деваться…
Письмо от Олефира к Леонтьеву. 04.12.1982 год.
Вот фрагмент его письма от 4 ноября 1982 г. В.В. Леонтьеву, бывшему тогда ответственным секретарём Магаданской писательской организации:
***
«…Хотелось бы, чтобы … предлагаемую мной рукопись отрецензировал А.В. Мифтахутдинов. Поскольку он с самого начала следит за моим творчеством». Подтверждения о том, что А.В. Мифтахутдинов рецензировал рукопись Олефира не найдено, а в издательстве, однако, всё совсем не так просто. И следующая книга – «Иду по тайге» выходит из печати в 1984 году. После выхода этой книги Олефир начал готовить документы для вступления в члены Союза писателей СССР. И прежде всего, получает рекомендации у собратьев по перу.
***
Рекомендация от Христофорова Олефиру С.М. Май 1984 года.
Владимир Христофоров, май 1984 года:
***
«… Мне приходилось читать его рукописи много лет назад. Уже тогда они давали основание полагать, что Олефир человек в литературе не случайный. Он пишет о природе, потому что хорошо её знает и любит. … поэтому самым горячим образом рекомендую его члены СП СССР».
***
Рекомендация от Бирюкова Олефиру С.М. 1 страница.
Александр Бирюков, 30 января 1985 года:
***
« … его рассказы о природе стали появляться в альманахе «На Севере Дальнем»; с 1980 года – в журнале «Дальний Восток» и ежегоднике «Лес и человек», в передачах Всесоюзного радио «Семь страниц про зверей и птиц». … Последняя крупная публикация С. Олефира – «Таёжные были» в еженедельнике «Литературная Россия» (август 1984 года). … Сейчас автор ждёт вёрстку из издательства «Современник», где в коллективном сборнике должна увидеть свет его повесть «Росомаха – зверь серьёзный» (ранее, в 1982 году, она опубликована в альманахе «Ты плюс мы», выходящем в Магадане»).
***
Максим Зверев, 18 ноября 1984 года:
***
«Станислав Михайлович Олефир вполне сформировавшийся писатель-натуралист. Избрание его в СП СССР пополнит ряды писателей этого трудного жанра».
***
Письмо от Сладкова к Олефиру С.М. 02.11.1984 год.
Н.И. Сладков, 11 ноября 1984 г.:
***
«Спасибо за книжечку «Иду по тайге». … Просмотрел пока бегло, но суть схватил и, как мне кажется, книжечка Вам удалась…
Теперь о Вашей просьбе. Дело в том, что я уже много лет возглавляю в ленинградской писательской организации Приёмную комиссию, а по Положению члены приёмных комиссий не должны давать рекомендаций для вступления в СП. Такие рекомендации … не принимаются во внимание».
***
Так, тут прокол, но по независящим обстоятельствам. Но трех-то рекомендаций вполне достаточно!
Телеграмма Черевченко о Олефире.
Телеграмма Эдидовича о Олефире.
Очевидно, в Магаданском отделении Союза писателей по этому поводу состоялось собрание. Протокол собрания не обнаружен, но сохранились телеграммы А. Черевченко (от 30.01.1985 г.) и М. Эдидовича (от 31.01.1985 г.), голосовавших за приём Станислава Михайловича в Союз писателей. И пакет документов «ушел» в Москву.
Письмо От Поволяева о Олефире. 17.02.1988 год.
Долго, очень долго Москва хранила гордое молчание. И, наконец, в Магадан поступил ответ:
***
«Прочитал книги магаданца С. Олефира., не добравшего нескольких голосов на приёмной комиссии. Они интересны знанием тайги, тундры, животного мира, населяющего северные земли, самобытны и экзотичны. У автора есть литературный дар, но нужно ещё работать и работать, чтобы качество прозы сравнялось со знанием материала.
Предлагаю подождать выхода новой книги С. Олефира и когда она выйдет, дело рассмотреть ещё раз на секретариате.
17.02.88 г. В. Поволяев.
***
Таким образом, первое рассмотрение дела о приёме С.М.Олефира продолжалось три года. Почему такая длительная пауза? А кто ж его знает?
Книги Олефира С.М.
Однако время идёт, у Стаса Олефира выходят новые книги: в Москве в издательстве «Современник» в коллективном сборнике – повесть «Росомаха – зверь серьёзный» (1985), в Магадане – «От Гижиги до Буюнды» (1987), в Ленинграде в Гидрометеоиздате – книга «В краю танцующих хариусов. Роска» (1988). Причём тираж этой ленинградской книги составил 400000 (четыреста тысяч) экземпляров! В издательство «Современник» в 1989 году сдана книга «Ловушка у Чилганьи». (Она вышла в середине 1990 года). И спустя пять лет Станислав Михайлович предпринимает вторую попытку вступления в Союз.
О приеме Олефира С.М в члены СП России. 25.01.1990 год.
Вот очередной документ:
***
Решение собрания областной писательской организации от 25 января 1990 г.
Магаданская областная писательская организация подтверждает своё решение (протокол от 31 января 1985 г.) о приёме в члены СП СССР тов. Олефира Станислава Михайловича.
…
Решение принято на общем собрании членов СП Магаданской писательской организации.
Из восьми членов СП присутствовало – 8 чел.
За подтверждение решения от 31.01.85 г. голосовало 8 человек.
Против – нет.
Председатель собрания /подпись/ А.В. Мифтахутдинов
Секретарь /подпись/ С.И. Дорохов
Выписка верна:
Ответственный секретарь
писательской организации /подпись/ А.А. Пчёлкин
***
К сожалению, решения Москвы по этому документу обнаружить в архиве Магаданского отделения СП не удалось, но и эта попытка, как известно, закончилась безрезультатно.
Между тем, жизнь, как говорится, продолжается, и С. Олефир не остаётся без публикаций: в Магаданском книжном издательстве вышла книга «Буюнда – река оленья» (1991). Он участвует в сборнике новых произведений магаданских писателей, приуроченному к 35-летию Магаданской писательской организации («Снегозор», Магадан, 1996), печатается в альманахе «На Севере Дальнем». Готовит сопроводительный текст в фотоальбом «Магаданская область». (Фотоальбом вышел в Москве в издательстве «ПЕНТА» в 1998).
Выписка из постановления о принятии Олефира С.М. в члены Союза писателей. 18.03.1997 год.
И только в 1997 году, по итогам семинара молодых литераторов в рамках Международной конференции писателей-северян, проходившего в Салехарде, прозаик Станислав Михайлович Олефир (г. Магадан) был принят в члены Союза писателей России – без участия магаданских писателей… Чем шибко-сильно расстроил тогдашнего ответственного секретаря Магаданской писательской организации А.А. Пчёлкина.
Поэтические строки, посвященные Олефиру и опубликованные в сборнике «Непогодь» (Магадан, 2000), достаточно язвительны, если не сказать больше:
На Станислава ОЛЕФИРА – члена Союза писателей России.
1
И в газетах, и в эфире
Олефир…–
Об ОЛЕФИРЕ!..
2
Гордится тем, что он знаком с Шахраем.
Знаком ли с ним Шахрай, – мы этого не знаем.
3
Кандидат от морпорта и «Водника»,
Всех эвенских народов спасатель,
Не читал он «Записок охотника»,
Но охотно писался:
ПИСАТЕЛЬ.
Думается, что такой, с позволения сказать трёхступенчатый приём С. Олефира в члены СП, растянувшийся на целых 12 лет, произошёл не без участия тогдашнего руководства Магаданского отделения СП.
Обложка книги «Буюнда — река оленья» Олефира С.М.
А! Вот еще что! В архиве обнаружил рисунок обложки книги «Буюнда – река оленья», отличный от опубликованного в 1991 году.
Из книги «Штрихи к портретам» Сергея Сущанского.