Штрихи к портрету. Кузнецов В.А.

Фото Кузнецова В.А.

Фото Кузнецова В.А.

ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ КУЗНЕЦОВ
(р. 29 октября 1950 г.)

Боже мой! Как хорошо, когда в архиве писательской организации на того или иного писателя находится куча информации! И придумывать ничего не надо: показываешь документ за документом – и все дела! Так получилось и с магаданским прозаиком В.А. Кузнецовым. Ну, все нашлось – и автобиография, и протоколы, и прочие письма вместе с фотографиями. Итак, начну по порядку.

Автобиография Кузнецова. 1 страница.

Автобиография Кузнецова. 1 страница.

***

А В Т О Б И О Г Р А Ф И Я.

Родился 29 октября 1950 года в г. Шемонаиха Восточного Казахстана. Но уже через месяц родители переехали на новое место жительства. Поэтому, своей родиной считаю станцию Безменово Черепановского района Новосибирской области.

Сколько себя помню – мои родители всегда работали: строительство дома, большой огород, сенокос и т.д. и на игры со сверстниками времени у меня часто не было. Рано начал читать. Мать Анна Ивановна Стародубцева и отец Александр Степанович Кузнецов, рабочие люди, выходцы из русских крестьян, особенно не поощряли этой моей читательской страсти, книг в доме не имелось, и с семи лет я «записался» сразу в три библиотеки: школьная, совхозная и библиотека воинской части.

Трудовую книжку получил летом 1963 года. Эти и все последующие школьные каникулы работал в совхозе на стройке, на полях… Вечерами – был добровольным, «внештатным» помощником наших сельских киномехаников.

С 14 лет стал писать в районную газету «Путь к коммунизму», областную «Молодость Сибири», сотрудничал на радио. И вопроса «кем быть?» после окончания в 1967 году десяти классов для меня не существовало. Только журналистом! Таким образом, ещё совсем зелёным пацаном, без специального образования, успел поработать в районной газете «Путь к коммунизму» – литсотрудником, заведующим отдела писем – в «Убинском вестнике».

В 1969 году ушел на срочную службу в армию. Служил во внутренних войсках. А сразу после увольнения в запас – подался в Арктику. Работал грузчиком в морпорту Зелёный Мыс Черского района Якутской АССР. Затем перебрался на Колыму.

Моя колымская «трудовая география», на взгляд любого кадровика, смотрится достаточно пёстро и не вызывает восторженных эмоций: скреперист-забойщик на шахтах прииска «40 лет Октября», рыбообработчик плавбазы «Де Кастри», строитель ЛЭП «Среднекан – Оротукан», рабочий геологической партии, боец пожарной команды, взрывник, старатель…

Ничуть не оправдываясь, объясняю это только одним – хотелось своими руками что-то построить, подержать на своих ладонях золотые «значки» подземной добычи, увидеть шторма в Охотском и Японском морях… И ещё – надо было как-то определяться, находить своё главное дело, ради которого каждый из нас и приходит в этот, не всегда ласковый, но такой желанный мир. Конечно, «способ проб» далеко не самый лучший, но …

Кто знает, как бы сложилась моя судьба, не свяжи я её крепким узлом с Колымским краем? Его суровая, внешне скупая красота, его яркие люди и люди «разные», настоящая мужская работа – мне горячо захотелось рассказать обо всём этом, поискать в письме ответов на некоторые свои вопросы. И девять лет назад я написал первый рассказ.

Женился. Есть сын Алексей и дочь Анна.

Тружусь на участке буро-взрывных работ шахты Карамкенского ГОКА им. Ленинского комсомола.

В 1979 году участвовал в работе VП Всесоюзного совещания молодых литераторов в Москве. В 1983 – Пицунда, Всесоюзная экспедиция «Молодой писатель и Продовольственная программа».

Печатался в альманахе «На Севере Дальнем», в журналах «Рабоче-крестьянский корреспондент», «Дальний Восток», «Аврора», в коллективных сборниках «Ты плюс мы» (Магадан), «Сибирский рассказ» (Новосибирск), «35 рассказов «Литературной России»» (Москва), в антологии «Молодая проза РСФСР» (Киев). Лауреат премии «Заря Севера», магаданского отделения Союза журналистов и писательской организации, еженедельника «Литературная Россия», СП СССР и «Недели». Вышло две книги – «Что имеем – не храним…» и «Музыка по ночам». Готовлю для издательства «Современник» третью.

Литературный труд считаю главным в своей жизни и верю, что он будет полезен моему Отечеству.

Виктор КУЗНЕЦОВ

Пос. Палатка, Магаданской обл.

***

В приведённом выше документе сохранено всё до последней запятой. Автобиография она и есть – автобиография: сам про себя и пишу. Но когда сам про себя написал В.А.Кузнецов – можно определить весьма приблизительно: дата на документе не стоит. Может быть, готовил документы для приёма в Союз писателей? Или для поступления на Высшие литературные курсы? Не получим мы ответа и на вопрос: а когда, собственно, будущий писатель прибыл на Колыму?

А вот просто загадочная фраза: «мои родители всегда работали … и на игры со сверстниками времени у меня часто не было». Работали родители, а времени на игры не было у Виктора? Или ещё: «…поискать в письме ответов на некоторые свои вопросы». Во-первых, пардон, сама фраза корявая, а во-вторых, о каком письме идет речь? Может быть – в написанных рассказах? Но какие ответы можно найти в собственном «письме»? Ну ладно, я, наверное, просто придираюсь к Кузнецову.

Новые и совершенно неожиданные детали биографии я обнаружил в переписке Виктора Кузнецова и Александра Бирюкова, происходившей в октябре-ноябре 1978 года. Во-первых, как следует из содержания писем, Кузнецов в самом начале своей литературной карьеры пытался заняться драматургией и однажды выслал Бирюкову некий сценарий. Тот очень корректно и доброжелательно раскритиковал его. Предлагаю фрагменты из письма:

***

«…Конечно, чувствуется, что опыта в этом жанре у Вас нет. Вы излишне подробны в описаниях не только сцен, но и жестов … Для прозы такая степень подробности возможна, сценарию она не нужна. Поверьте, что режиссёр и актёры сумеют найти в работе над фильмом те подробности, которые им потребуются. …

Только, пожалуйста, не подумайте, что я зачёркиваю Ваш труд. Он мне симпатичен. А финал, по-моему, просто хорош…

Больших Вам успехов А. БИРЮКОВ»

***

На что Кузнецов 28 марта 1978 года ответил:

***

«Здравствуйте, уважаемый Александр Михайлович!

Огромное спасибо Вам за письмо по поводу моего «сценария». Да, теперь я и сам вижу, что это далеко не сценарий, а попытка пересказать содержание серенького фильма. Писал, думал – ай да я! Во как могу-умею! Нынче перечитал и … жалко себя стало. Вижу, понимаю – мура… а жалко!»

***

И фрагмент письма В.Кузнецова А.Бирюкову от 8 июня 1978 года:

***

«…Ведь вот как получается, написал что-то, жене дал почитать, ещё кому-то, кто рядом, и кроме как «нравится» или «не нравится», ничего не слышу. Толя Пчёлкин – тот сразу оговаривается, он, дескать, не прозаик. Бывает и психанёшь. Жалею теперь, а что сделаешь? – две папки сгорело. Сжёг … Третья частично уцелела, та, что была у Вас от Черевченко…»

***

Да, уж, тут комментарии излишни… Хотя известно, что «рукописи не горят», однако следов пьесы в публикациях Кузнецова я не обнаружил.

Документы – вещь упрямая, как тут ни крути. Ещё об одном штрихе к портрету В.Кузнецова мы узнаём из письма А. Пчёлкина, направленного 5 ноября 1983 года (исх. № 39) в Секретариат Правления Союза писателей РСФСР тов. Волкову А.И.:

***

Уважаемый Анатолий Иванович!

Магаданская писательская организация ходатайствует о предоставлении материальной помощи молодому литератору, прозаику, участнику VП Всесоюзного совещания молодых писателей Виктору Александровичу КУЗНЕЦОВУ, проживающему в п. Палатка Магаданской области.

Материальные затруднения В.Кузнецова возникли в связи с его опрометчивым решением перейти на профессиональную творческую деятельность. И хотя в настоящий момент он вернулся на производство – работает зарядчиком «ВВ» на складе взрывчатых материалов Карамкенского горнообогатительного комбината – стать ему на ноги пока трудно. К сожалению, и средства по статье помощи молодым нашего отделения Литфонда уже исчерпаны.

Заявление Кузнецова прилагается.

С уважением!

И.о. ответственного секретаря Магаданской писательской организации А.А. Пчёлкин

***

Заявление Кузнецова на оказание материальной помощи.

Заявление Кузнецова на оказание материальной помощи.

Вот так-так! Ни больше и ни меньше – оказывается, В.Кузнецов переходил на профессиональную творческую деятельность! Интересно, на что он рассчитывал, если в 1983 году Кузнецов ещё не был членом СП? Когда Ю.С. Рытхэу в 1975 году писал главному редактору Магаданского книжного издательства Бирюкову, что он «профессиональный литератор», то к этому времени у Юрия Сергеевича в активе было издано уже более сорока книг – только книг! Сосчитать же общее количество публикаций во всех СМИ, наверное, представит определённую трудность. А что у Кузнецова? Одна книжка, несколько публикаций в журналах и лауреатство двух газет? Мне кажется, этого слишком мало, чтобы переходить в профессионалы.

После выхода второй книги, Кузнецов готовит документы для вступления в Союз писателей. Приведу выдержки из протокола обсуждения заявления В.А.Кузнецова о приёме в члены СП СССР от 8 июня 1985 года.

Протокол о приеме Кузнецова в члены СП. 1 страница.

Протокол о приеме Кузнецова в члены СП. 1 страница.

Отмечу, что рекомендации на вступление в Союз ему дали такие именитые писатели, как В. Ганичев, В. Карпов и А. Мифтахутдинов. Итак:

А. Черевченко:

Прозе В.Кузнецова присущ глубокий психологический анализ. … Хоть и тайное у нас голосование, но я говорю открыто, что с приёмом Кузнецова в Союз писателей, Союз пополнится ещё одним талантливым прозаиком.

А. Мифтахутдинов:

…в лице Кузнецова мы имеем не просто способного человека, но и писателя, чей талант развивается.

Е. Рожков:

наша чукотская группа была прямо обрадована, когда мы узнали о повестке дня. Давно надо принимать Виктора в Союз…

А. Пчёлкин:

я был первым читателем рассказов Виктора из членов СП и сразу рекомендовал их вниманию издательства и писательской организации. Его тут же напечатали в альманахе «На Севере Дальнем», рекомендовали для участия VП Всесоюзного совещания молодых литераторов…

…Стал лауреатом премии газет «Литературная Россия» и «Неделя» в 81-м и 82-м годах за лучшие рассказы года.

…Вот только подучиться ему бы надо. Десятилетки для писателя, что ни говори, маловато. Станет членом Союза, будем ходатайствовать о приёме его на ВЛК.

А. Бирюков:

…свой стиль, своя тема, своя философия есть у Кузнецова. Следовательно, это вполне зрелый литератор, а оформление его членства в Союзе писателей просто формальность, хотя и приятная. Мне думается, он давно заслужил право находиться в нашем Союзе.

Г. Ненашев:

Я хочу сказать о Викторе не как о писателе, а как о человеке. На него можно положиться. Такой не подведёт.

Члены Магаданской писательской организации единогласно постановили: рекомендовать Приёмной комиссии СП РСФСР принять Виктора Александровича КУЗНЕЦОВА в члены Союза писателей СССР. И в том же 1985 году В.А. Кузнецов был принят в творческий Союз.

Ходатайство о зачислении Кузнецова на литературные курсы.

Ходатайство о зачислении Кузнецова на литературные курсы.

Способности, данные природой В. Кузнецову, однако требовали огранки, получения образования для обучения законам мастерства. И спустя некоторое время писатели Магадана посылают его на учёбу в Москву:

***

26.04.87. г. № 56 г. Москва
Тверской бульвар, 25,
Высшие литературные курсы
ПРИЁМНАЯ КОМИССИЯ

Магаданская областная писательская организация ходатайствует о зачислении члена СП СССР, прозаика КУЗНЕЦОВА Виктора Александровича в число слушателей Высших литературных курсов 1987-1989 гг.

Необходимые документы и произведения писателя прилагаются.

Ответственный секретарь Магаданской писательской организации (А. Пчёлкин)

***

Постановление о переводе Кузнецова во Владимирскую СП.

Постановление о переводе Кузнецова во Владимирскую СП.

И последний документ – постановление секретариата Правления СП РСФСР от 23 августа 1989 г.:

***

«В связи с переездом из Магадана во Владимир (600005, Владимир, Октябрьский проспект, дом 45Б, кв. 20, тел. 3-68-70) перевести члена СП СССР Кузнецова Виктора Александровича на творческий учёт из Магаданской во Владимирскую писательскую организацию.
Председатель правления СП РСФСР С.Михалков»

***

После окончания Литературных курсов, В.А.Кузнецов решил не возвращаться в Магадан, а перебраться на материк. Ну, что ж, вольному – воля!

Из книги «Штрихи к портретам» Сергея Сущанского.