Магадан, бухта Нагаева. Праздник ВМФ. С-365 вторая от пирса, 1971 год.
После призыва обучался в 51 УОПП г. Владивосток, экзамены сдавал в учебном отряде, 10 рота 102 смена командир роты капитан — лейтенант Лазарев, старшина смены старшина 2-ой статьи Бакланов, торпедист.
В конце апреля 1971 года после сдачи всех экзаменов мы из курсантов стали матросами. Нам дали права выбора, кто где хочет служить. Я выбрал 171 бригаду, базирующуюся в городе Магадане.
Ил-18.
4 мая 1971 года, все кто выбрал эту бригаду, были собраны в единую команду и отправлены поездом до города Хабаровска. Мы прибыли на железнодорожный вокзал Хабаровска, и вскоре нас перевезли в аэропорт. Из аэропорта мы вылетели в Магадан на Ил-18.
Плавбаза «Магаданский комсомолец».
По прилету в аэропорт города Магадана нас на грузовых машинах доставили в Марчекан на пирс, где базировались подводные лодки 171 ОБрПЛ. Так как была уже ночь, разместили на плавбазе «Магаданский комсомолец» в носовой кубрик на кроватях без матрасов. Ночь прошла быстро, утром строем отвели нас в «Пентагон», накормили, затем начали распределение по лодкам.
Подводной лодки С-365, на которую мы были приписаны, в это время в бригаде не было — лодка на то время находилась в боевом дежурстве на Камчатке. Нас временно приписали на С-263, где мы пробыли неделю.
Камчатский военный портовый ледокол «Садко». Построенный на Адмиралтейском судостроительном заводе в Ленинграде в 1968 году, нынешний «Садко» проекта 97АП, получил своё имя от легендарного ледокола, принимавшего участие в 30-х годах в освоение Северного морского пути.
Затем пришёл приказ быть готовым для перехода Магадан — Камчатка на военном ледоколе «Садко». После ледового нашествия в 1969 году стали на зимовку с Камчатки на дежурства в бухту Нагаево отправлять ледокол и вот после зимовки ледокол возвращался на Камчатку. Командования бригады решили нас доставить на нём в качестве пассажиров, старшим у нас был доктор Серов, которого назначили на С-365.
На ледоколе нас разместили в самой верхней надстройке, выдали матрасы, хорошо или плохо, устроились. Потом Александр Коваленко нам говорил: «Как я вам завидую, что вы с первых дней службы в бригаде идёте в море..». Вместе с нами на Камчатку шла С-261.
Прошел первый день перехода, всё было отлично пока стояла хорошая погода. Но ближе к вечеру погода резко испортилась и наш ледокол попал в шторм под девять баллов.
С-261. Старпом, доктор и команда. Бухта Бечевинка 1975 год.
Для нас молодых это было что-то с чем-то, только представьте что творилось в надстройке — нас там катало как колобков.. Когда нам стало совсем не в моготу, командование решило переселить новобранцев в трюм где находилась душевая.
Мы были только за то, покинуть эти качели, на которых все приобрели зеленый вид и нежелание принимать вертикальное положение.. Но для путешествия с самого верха в трюм необходимо было по открытой палубе преодолеть определенное расстояние, где всё захлёстывало волной..
Мелкими перебежками, в одной руке матрас, в другой рюкзак с вещами мы успешно, практически без потерь, преодолели это путешествие и попали в трюм.. Морю достался только рюкзак, который у Анатолия Бордунова смыло волной.
В трюме было нам не много легче.. Доктор Серов принёс нам большую банку чёрных солёных сухарей, которые мы грызли, спасаясь от морской болезни и тошноты..
Ночью мы услышали тревожные голоса которые доносились с верху. Шла речь о том, что нужно заводить буксировочный трос на С-261.. Оказалось что на лодке, которая шла с нами, лопнула тяга вертикального руля и её срочно нужно было брать на буксир. При таком шторме, благодаря стойкости и мужества матросов ледокола с третьей попытке буксировочный трос был заведён.
Северо-Курильск. Бухта.
Пришлось нашему небольшому каравану заходить в Северо-Курильск и укрываться там от буйства стихии.. Там простояли сутки, за это время на С-261 своими силами была устранена неисправность и вертикальный руль был починен.
Там я был удивлен тому, что рыбу можно было оказывается ловить на голый крючок — попадались камбала и бычки.
После отдыха нас разместили по каютам и до самой Камчатки добирались с комфортом и без приключений… Наше прибытие на С-365 было воспринято с радостью, но больше всех радовались те, кому на смену мы и прибыли..
Вот так и началась моя служба на лодке. Меня назначили торпедистом в 7 отсек, я менял Кузему. Старшина команды торпедистов мичман Кошеленко, любитель анекдотов, стал обучать меня торпедному делу, ибо в учебном отряде мы изучали и готовились на лодки 641 проекта, а служить пришли на 613 проект. Так что все приходилось изучать по новой.
С-365. Камчатка аварийный док, 1971 год.
Наша лодка С-365 стояла в п. Рыбачьем, после дежурства через некоторое время пришлось встать в док на ремонт — была неисправность у гидроакустиков. После выхода из дока, загрузили на борт торпеды и все необходимое для перехода на свою базу — в Магадан.
За время перехода Камчатка — Магадан все прибывшие сдали зачёт для самостоятельного несения вахты. Сам переход прошел в штатном режиме и без происшествий и вскоре мы прибыли на свою базу.
С-365. Александр Лукашов, Пётр Протасов. Магадан, бухта Нагаево. День ВМФ. 1971 год.
Вот так, за короткое время мы стали настоящими моряками -подводниками и начали нести свою службу в 171 бригаде подводных лодок.