Прошедшее лето запомнится магаданцам как одно из самых щедрых за последние годы на солнце, тепло и удачную рыбалку. Довольны результатами лососевой путины и профессиональные рыбодобытчики.
Генеральный директор «Тихоокеанской рыбопромышленной компании» Михаил Котов.
С итогов и особенностей нынешнего промысла красной рыбы началась наша беседа с генеральным директором ООО «Тихоокеанская рыбопромышленная компания», президентом Магаданской ассоциации рыбопромышленников, депутатом Магаданской областной Думы Михаилом Котовым.
— Действительно, нынешняя лососевая путина порадовала всех магаданских рыбаков, — подтверждает Михаил Николаевич. – В общей сложности предприятиями области выловлено более 6 тысяч тонн горбуши, кеты, кижуча – почти на 2 тысячи тонн больше, чем в прошлом году.
Это очень хороший результат, особенно учитывая далеко не радужный прогноз, который определяла наука на этот сезон.
Лососёвая путина в разгаре.
На практике же подходы лосося, как мы и предполагали исходя из профессионального и жизненного опыта, оказались куда лучше прогнозных, и здесь надо отдать должное четкой согласованной работе сотрудников Росрыболовства и его территориального органа, а также научно-исследовательского института «Магаданниро».
Они очень оперативно, не задерживая промысел, принимали решения о выделении дополнительных объемов вылова. Само собой, не в ущерб популяциям биоресурсов.
— Вы уже подчеркивали, что в этом году впервые за долгое время вам удалось наладить рабочий контакт с научным сообществом региона, и выражали надежду, что постоянное присутствие сотрудников «Магаданниро» в рыболовецких бригадах, на судах послужит на пользу делу.
Богаты на рыбу наши реки…
— Так и произошло. Успеху нынешней рыбалки во многом способствовала грамотно организованная схема нашего взаимодействия.
Больше того, у области уже есть хороший задел на будущий год. Так, наука почти на четверть увеличила объем вылова краба и почти на 15 процентов – трубача в Северо-Охотоморской подзоне. В ближайшее время будет определен общедопустимый улов на 2016 год по сельди и минтаю.
Добыча трубача.
Это значит, что, во-первых, у магаданских рыбаков будет работа, достойная зарплата, достаток в их семьях, во-вторых, уверенней будут себя чувствовать рыбодобывающие предприятия, а в-третьих, увеличение объема добытых биоресурсов неизбежно скажется на их рыночной цене.
Серебрянка — красавица. Такую рыбу ловить одно удовольствие.
Данную взаимосвязь мы наблюдаем уже сегодня на примере стоимости лосося, которая в нашей области одна из самых низких на Дальнем Востоке. Так, килограмм свежемороженой горбуши во Владивостоке стоит 140 рублей, кеты – до 260 рублей, а в Магадане – 60-80 и 90-100 рублей соответственно.
— Сохранится ли такая цена на рыбную продукцию на наших прилавках?
— Поскольку российские рыбопромышленные предприятия, в том числе и «Тихрыбком», интегрированы в мировую экономику, многое будет зависеть от поведения рубля по отношению к доллару.
Здесь производят рыбные деликатесы Магадана.
Обслуживание морозильного оборудования, ремонт судов, приобретение орудий лова – за эти и многие другие услуги и товары рыбаки рассчитываются, как правило, валютой, а данные расходы в конечном итоге закладываются в стоимость продукции.
Тем не менее, я лично не ожидаю резкого изменения экономической ситуации в стране и мире, а следовательно, не должно быть и существенных ценовых колебаний.
Другое дело, что мы, рыбопромышленники, не можем отвечать за действия многочисленных посредников-перекупщиков, стоящих между рыбаком и прилавком. Смотрите: «Тихрыбком» сдает оптовой сети минтай по 65 рублей за килограмм – на грани рентабельности, а на магаданском рынке он продается уже по 150 рублей.
Торговля дарами моря.
Рыба, пройдя через строй оптовиков, мелких оптовиков, розничных торговцев, возрастает в цене больше чем в два раза! Только подумайте, какую прибыль получают посредники буквально из ничего, ведь им не надо, как нам, содержать флот, ремонтные базы, перерабатывающие мощности, платить зарплату сотрудникам, приобретать дорогие энергоресурсы…
Меж тем, иные чиновники-управленцы вместо того чтобы убрать лишние звенья посреднической цепи, умерить все растущие аппетиты торговцев, обвиняют во всем «плохих парней» — рыбаков.
Обработка рыбы.
На мой взгляд, это абсолютно безграмотный, неумный, популистский подход к решению вопроса, так как в действительности рыбный бизнес — традиционно социально ориентированный. На внутренний рынок мы поставляем продукцию на грани окупаемости.
— Михаил Николаевич, какие задачи вашим предприятиям предстоит решать в ближайшее время?
— Постараться ударно отработать на осеннем промысле сельди и минтая. Кроме того, на недавнем аукционе в Москве мы сумели приобрести доли на вылов краба, принадлежащие ранее предприятиям, которые не справились с их освоением.
Краболов ставит снасти.
Дополнительный объем вылова ценного вида морского биоресурса составляет 500 тонн. Для нас это существенная прибавка к годовому объему, она позволяет избежать простоя судов и обеспечить работой экипажи краболовов еще на два месяца.
— А если говорить о более отдаленной перспективе?
— Компания владеет квотами на добычу рыбы и морепродуктов до 2018 года. Что будет дальше? Сегодня для рыбаков это, пожалуй, самый животрепещущий вопрос, ответ на который должен дать Государственный совет РФ. Заседание Президиума Госсовета именно по вопросам рыбной отрасли намечено на октябрь.
Насколько мне известно, в рамках его подготовки было проанализировано более 300 предложений различных министерств, ведомств, силовых и контролирующих структур, общественных организаций, банков, торговых сетей и прочих инициаторов реформирования рыбной отрасли.
Рыбацкое сообщество в недоумении: зачем реформировать то, что работает, и работает довольно неплохо?!
За десять лет, с тех пор как в стране была отменена грабительская система ежегодного распределения квот на аукционе (кто дороже купит) в пользу исторического принципа (наделяется долями тот, кто реально работает), рыбопромышленные предприятия наконец вздохнули свободнее, вышли на уровень рентабельности, начали интенсивно развиваться, наращивать объемы вылова.
Работу рыбака лёгкой не назовешь.
Для примера: за этот период наши предприятия вдвое увеличили объемы добычи, и имеют потенциал увеличить их еще в два раза; стараемся регулярно обновлять флот; обеспечиваем постоянной работой полторы тысячи человек и еще несколько тысяч – сезонной; активно занимаемся привлечением молодых кадров в отрасль; большое внимание уделяем социальному партнерству в регионе; построили и за свой счет содержим социально значимый для областного центра объект – горнолыжный комплекс «Снегорка»…
Российские рыбаки делом доказали, что могут поставлять на внутренний рынок столько рыбной продукции, сколько требуется, причем по цене ниже, чем зарубежные аналоги, а по качеству – несравненно выше. Что нужно еще??
И почему среди многочисленных «реформаторов» в основном те, кто имеет к рыбной отрасли отношение лишь косвенное либо не имеют такового вовсе?
— Что стоящего, в таком случае, они могут предложить?
— В том-то и дело, что их предложения оторваны от действительности, надуманы в тиши кабинетов, экономически не обоснованы, без просчета последствий от их реализации для отрасли и для страны в целом.
Так, Федеральная антимонопольная служба настоятельно рекомендует выставлять квоты на аукционы, то есть вернуться к системе, которая едва не загубила отрасль в начале 2000-х. Все предприятия тогда были загнаны в такой тупик, в такие убытки, что, для того чтобы выжить, им поневоле пришлось становиться браконьерами.
Другие ведомства предлагают вернуться к идее «квот под киль», уже отвергнутой однажды в силу своей бесперспективности. Данная «новация» приведет отрасль разве что к переделу, но никак не к развитию. Не говоря уже о том, что отечественные верфи, уничтоженные в свое время под ноль, все еще не готовы строить конкурентоспособные промысловые суда.
Имеются и другие «шедевры» изобретательности далеких от рыбного промысла управленцев: заставить рыбаков заняться строительством портовых «кластеров», расширением рыбоперерабатывающего производства, созданием собственных торговых сетей…
В общем гомоне мало кто слышит голос хозяйствующих субъектов, ассоциаций и содружеств рыбопромышленников, хотя, по логике, кого слушать в первую очередь, как не профессионалов?
— Профессионалам есть что предложить?
— Разумеется, и предложения наши всем понятны, прозрачны и, по большому счету, ничего не стоят для государства: не разрушайте то, что работает; уберите излишние административные барьеры; разберитесь на законодательном уровне с армией ничего не производящих перекупщиков, из-за алчности которых неоправданно дорожает рыбная продукция.
Дайте рыбодобытчикам уверенность и стабильность, сохранив исторический принцип распределения квот, продлив его до 25 лет.
А вот и результат тяжелого рыбацкого труда.
И перестаньте, наконец, подозревать рыбака во всех смертных грехах! Он такой же гражданин своей Родины, как и все, и тоже мечтает о ее процветании и благополучии, и делает для этого то, что умеет и что у него получается. Если не мешать.
Мы очень рассчитываем на то, что на заседании Госсовета, на котором должен присутствовать Президент РФ Владимир Владимирович Путин, рыбакам будет предоставлено слово, нас услышат, и здравый смысл в итоге восторжествует.
Автор статьи: Саша Осенева.