Ленкова Елена Михайловна

В этом году главный фельдшер МОГ БУЗ «Станция скорой медицинской помощи» Елена Ленкова отмечает двойной юбилей: 35 лет работы в экстренной медицинской службе и 40 лет северного стажа.

Запланированный скорый отъезд на малую Родину, безусловно, опечалит ее коллег, но ни в коей мере не умалит несомненных заслуг Елены Михайловны перед населением Магадана, коллективом станции, службой скорой помощи.

«Помни, Лена!»

Ленкова Елена МихайловнаРодом наша героиня из небольшой деревеньки в Костромской области.

— Когда обстоятельства не складываются, сама себе говорю: «Спокойно, Лена, ты же из деревни Рудаково, не забывай об этом!» — и мне становится легче, — улыбается Е.М. Ленкина. От этой широкой, открытой улыбки почему-то становится легче, светлее и тебе.

— Там же, на Костроме, окончила медучилище, — продолжает Елена Михайловна. – Почему пошла в медицину? С детства душа к ней лежала.

Бабушка моя, Фекла, без специального образования обладала удивительными способностями к лечению людей: вправляла пупочные грыжи у младенцев, могла остановить кровотечение, правильно сделать массаж. У нее было какое-то интуитивное понимание анатомии.

Так что тяга к медицине у меня, видимо, от бабушки. А доброе отношение к людям – это, конечно, от мамы, человека прекрасной, щедрой, истинно русской души.

Знаете, летом она выставляла на лавочке перед домом кринку с холодным молоком и кружки. Не на продажу – для грибников-ягодников, прохожих. Присядет путник в тенечке, освежится кружкой молока, отдохнет – и дальше в путь.

Эта бескорыстная забота о людях передалась мне по наследству.

Притяжение Севера

После учебы Елена по распределению работала в глухом лесном уголке Костромской области. Несколько месяцев даже пришлось исполнять обязанности заведующей участковой больницей, даром что сама только-только из-за парты.

После она с мужем уехала в Плавск (Тульская область), где семья решила махнуть на Чукотку.

— Север меня позвал пейзажами американского художника и писателя Рокуэлла Кента, — объясняет Елена Михайловна. – Меня заворожила размашистая игра красок, причудливый танец невероятных оттенков и цветовых сочетаний на фоне подчеркнуто сурового ландшафта.

Я смотрела на картины Кента и думала: это – мир фантастики, в жизни так не бывает. Однако реальность оказалась еще краше, а буйство красок – еще неистовей!

1 июля 1975 года Елена с семьей прибыла в поселок Инчоун, расположенный в 25-ти км от Уэлена, на самом краю земли. Там она сразу была назначена заведующей врачебной амбулаторией.

— Едина во всех лицах, — смеется Е.М. Ленкова. – За советом обратиться не к кому, один медик на восемьсот человек, из которых только тридцать три – русские, остальные – коренные жители, чукчи, эвенки.

Если запуржит, задует, что на Чукотке – явление частое, санрейс из Уэлена или Лаврентия не вызовешь, приходилось справляться самой.

Чем только не довелось заниматься молодому фельдшеру! Инфаркты, аритмии, гипертонические кризы, огнестрельные ранения. И роды принимала, и флегмоны вскрывала, и раны ушивала, и вывихи вправляла. Вела диспансерный учет больных туберкулезом, строго следя за аккуратным приемом лекарств…

— Видимо, меня Бог хранил: не умер при мне ни один ребенок, ни один пациент не погиб по моей вине – это ведь самое страшное для всех медиков, — признается собеседница.

«Какой он хрупкий – наш мир»

Ленкова Елена МихайловнаМестное население ее только что на руках не носило. Ночь-полночь, метель ли, дождь ли – мчалась «докторша» на помощь по первому зову и делала все, что было в ее силах, а когда было нужно, то и сверх того.

— Как-то чукчи в знак признательности взяли меня на промысел морзверя, — вспоминает Елена Михайловна. – Я была поражена отвагой, сноровкой, силой и меткостью охотников.

Но еще больше меня поразило поведение моржей: когда один из них был ранен, двое других подплыли к нему с боков и поддерживали на плаву, несмотря на опасную близость промысловиков. Моржи отплыли, только почувствовав, что их собрат перестал дышать.

В тот день я очень ясно осознала, насколько наш мир хрупок. Насколько беззащитна жизнь, и как велика ее ценность. И как важно нам всем стремиться жить в гармонии с этим миром, беречь друг друга, не оставлять в беде ближнего.

Каждый день, прожитый в Заполярье, дарил Елене новые открытия, обогащал новыми впечатлениями, яркими эмоциями. То немыслимой красоты северное сияние покажет, то прокатит на собачьей упряжке до Уэлена или на вертолете – на остров Ратманова. То порадует прилетом в поселок розовых чаек, то, шаля, вырвет из рук порывом ураганного ветра сумку с медикаментами и унесет в торосы…

— До сих пор скучаю по Чукотке, с огромным чувством признательности и уважения вспоминаю ее жителей. Они многому меня научили, многое помогли понять, — говорит Е.М. Ленкова.

В 1978 году семья Елены переехала в Магадан: в Инчоуне была только начальная школа, а сыну нужно было учиться дальше.

Глоток воздуха

Первые два года Елена Михайловна работала старшей медсестрой в хирургическом корпусе Магаданской областной больницы, бок о бок с такими профессионалами, как Харламов, Дзгоев, Шамин, Щербина, Соколянский, Лебеденко, Приходько.

— Какой это был коллектив! Какие чудеса совершали врачи в операционной! Как чутко они относились к пациентам! Искренне восхищаюсь ими, — восклицает Е.М. Ленкова.

А с 1980-го в ее жизни начался «скоропомощной» период. По признанию медика, 35 лет пролетели на одном дыхании. Кардиологическая бригада, противошоковая, самостоятельные выезды в составе фельдшерских бригад…

И снова, как на Чукотке, каждая смена – на адреналине, с полной выкладкой физических и моральных сил. Потому что нельзя иначе, ведь от твоего умения быстро принимать правильное решение и незамедлительно действовать зависит чья-то жизнь. Самое хрупкое и ценное, что есть на свете.

Годы берут свое. Сегодня Е.М. Ленкова трудится главным фельдшером станции. Фронт работ несколько иной, требующий большой внимательности, усидчивости, собранности, способности организовать процесс.

Из отчета главного фельдшера МОГ БУЗ «ССМП» о проделанной работе в 2014 году: «Проведено 12 заседаний совета фельдшеров… Организованы конференции, тематические занятия по профилактике особо опасных инфекций… Проведены проверки выездного персонала по выполнению санэпидрежима, практические занятия по работе с медаппаратурой…

Подготовлены списки сотрудников на медосмотры, проведены профпрививки… Организованы мероприятия по профилактике внутрибольничных инфекций…

Отслеживается пополнение укладок, составлены планы-графики по закупке лекарственных средств, медицинских изделий, аппаратуры… Проведена работа по сбору, хранению и удалению медицинских отходов… Подготовлены отчеты для бухгалтерии…»

При такой загруженности должностными обязанностями Елена Михайловна все равно выкраивает время и раз в неделю работает на выездах, обслуживая вызовы магаданцев.

— Для меня это как глоток воздуха! Быть полезной, оказать кому-то реальную помощь – я без этого уже не могу, — утверждает Е.М. Ленкова.

Правду говорят: «скоропомощник» — это диагноз.

«Кнопочку нажал, на монитор глянул…»

— С каким оборудованием мы работали еще недавно и с каким сейчас – небо и земля! – сравнивает главный фельдшер. – Начинала на «скорой» с кардиографа, на котором надо было вручную крутить рычаги. А когда их было крутить, если ты в этот момент реанимационные действия проводишь?! Зато теперь: кнопочку нажал, и через секунду у тебя готовый результат. Так удобно!

Или, скажем, проводят специалисты дефибрилляцию. На мониторе, установленном в машине, они видят, насколько успешно проходят реанимационные действия. Не как раньше, вслепую.

Современное оборудование очень облегчает работу бригад «скорой помощи». А как улучшились наши бытовые условия после капитального ремонта здания станции! Чисто, светло, комфортно. Люди теперь могут по-человечески принять пищу, перевести дух после сложного вызова, отдохнуть от носилок. Если, конечно, не последует новый вызов.

Мы полностью обеспечены лекарственными средствами, в том числе дорогостоящими препаратами, работаем с новейшей аппаратурой. Каждая бригада оснащена специализированными укладками – реанимационными, акушерскими.

Регулярно обновляется автомобильный парк. В этом году пришло пять новых машин – «Соболи» и «Форд».

О друзьях-товарищах

— Материальная база станции за последние годы здорово преобразилась, — продолжает Е.М. Ленкова, — и в этом я вижу немалую заслугу нашего руководства – главного врача Екатерины Владимировны Федерко и ее заместителя Ирины Борисовны Раковец.

Говорю это не для того чтобы польстить начальству, а чтобы выразить благодарность за заботу о коллективе. Кто еще, как не мои дорогие и уважаемые коллеги, заслуживают того, чтобы о них заботились!

У нас в самом деле замечательный коллектив, дружный, профессиональный, самоотверженный, беззаветно преданный своему делу. Сколько спасенных жизней на счету врачей Татьяны Бутко, Жанны Добрыниной, Ирины Докицюк, Елены Потухиной, Любови Прилепской, Рашиды Тляковой!

Скольким людям помогли в беде наши заслуженные фельдшеры: Зоя Бульба, Вера Ворошилова, Ольга Дьякова, Елена Гитун, Сергей Гупало, Зоя Степанова, Нина Балабанова, Татьяна Вшивкова – с ней мы на станцию в один год пришли.

Фельдшер Ольга Билан всегда спокойна и доброжелательна; Василий Иныло – весельчак и балагур, при этом мастерски проводит самостоятельные реанимационные мероприятия, не раз возвращал людей с того света; грамотным профессионалом зарекомендовал себя молодой специалист Андрей Белкин.

И, разумеется, бригада не была бы единым слаженным организмом без наших асов — санитаров-водителей: Виктора Андреева, Сергея Бабича, Тараса Бриндаса, Валерия Дикарева, Александра Гутрова, Анатолия Крупенко, Сергея Зеленкова, Михаила Сорокина, Виктора Панасюка, Александра Ревегука, братьев Олега и Игоря Туровиловых…

Можно перечислять и дальше, сложно кого-то выделить. Все молодцы, все выкладываются на работе по полной и готовы поддержать товарища в трудную минуту. Я счастлива, что большая половина моей жизни прошла именно в этом коллективе!

Гореть, но не выгорать

В беседе с Еленой Михайловной я попросила у нее поделиться рецептом, как справляться с профессиональным выгоранием, которому с годами подвержены многие, чья работа связана с опасностью, экстримом, повышенной ответственностью.

— Да нет на самом деле никакого выгорания, его придумали для оправдания потери интереса к работе, жизни, — считает Е.М. Ленкова. — Голова и сердце – вот что важно. Если они трудятся, да еще трудятся в унисон, горят идеями, никакая усталость, никакая скука тебе не грозит.

Думать, размышлять, общаться, пополнять духовный багаж, обогащаться положительными эмоциями от чтения хороших книг, прослушивания хорошей музыки, просмотра хороших фильмов – и на скуку и жалобы на судьбу просто не хватит времени.

Еще я не устаю повторять: талант должен быть добрым. Как жить и работать без доброты, без уважения и любви к людям? Без умения сочувствовать, сопереживать? Будь ты хоть трижды знаток своего дела, но без этих качеств ты не сможешь в полной мере приносить людям пользу, не сможешь реализовать себя.

Будьте человечнее, внимательнее, милосерднее к тем, кто рядом с вами, кто к вам обратился за помощью! Я этого всем желаю, не только медицинским работникам. Тогда и жизнь будет интересной, насыщенной, яркой. Каждый день.

Автор статьи: Саша Осенева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *