Исторические события находили отражения в фольклоре местных жителей, в песнях, преданиях и легендах. Например таких, как эта запись этнографа.
У тунгусов тугие луки,
У тунгусов острые стрелы!
Метко стреляют тунгусы,
Крепко бьют у тунгусов копья.
У коряков тоже есть луки,
У коряков тоже есть копья.
Стрелы коряков летают, как птицы
Морские чайки отдали им свои крылья.
Враги-тунгусы и коряки.
Долго враждуют тунгусы
Долго враждуют коряки.
Никто не хочет их помирить.
В эвенских преданиях есть факты о вражде между отдельными эвенскими родами и племенами, о борьбе с коряками и юкагирами. Как отмечала этнограф К. Новикова: «цель набегов и военных столкновений — добывание жен и увеличение своих оленьих стад. Судя по фольклору, эти набеги носили жестокий характер. Победители не только разрушали жилища, забирали имущество и угоняли оленьи стада побежденных, но и истребляли население, особенно мужское. Женщин и детей брали в плен.
В происходивших военных столкновениях большую роль играл шаман, он с помощью различных чар помогал людям своего племени одержать победу над врагом».
В 1953 года К.А. Новикова записала одну из эвенских легенд.
Давным-давно это было. Еще в то время, когда люди кочевали по тайге и горам родами. Каждый род насчитывал 15-20 человек и размещался в пяти-шести юртах. Самого смелого, удалого и самого быстрого бегуна выбирали главарем рода. Отдельные роды враждовали между собой, часто воевали. Побежденных заставляли работать на себя. Главарь рода имел лук, сделанный лучшими мастерами по его силе. Из лука сильного не могли стрелять слабые люди. Часто не в силах были натянуть даже тетиву лука. Охотились так же с помощью лука. Лук для охоты был гораздо меньше, чем лук для войны. Его делали меньше потому, что такой удобнее было носить с собой.
Жил-был в те времена сильный и смелый человек. Звали его Омочон. Он имел двух жен и столько оленей, что они только за одну ночь съедали корма на двадцать километров вокруг. Однажды Омочон уехал на охоту и не возвращался три дня. Взял он с собой оленя — манщика. Убил одного дикого оленя и решил возвратиться домой.
Подъехав к своей юрте, он увидел, что от нее остались одни жерди, а на поперечной жерди, на которую подвешивают над очагом котлы и чайники, висят вниз головой три его сына. Омочон сел около сыновей, низко опустил голову и так просидел целые сутки.
На другой день он отыскал след, по которому враги угнали его оленей и семью. След вел на север. Омочон сел на верхового оленя, привязал к нему оленя — манщика и поехал преследовать врагов. Никакой еды у него не был, поэтому, проехав сутки, он остановился передохнуть и убил своего оленя — манщика. Поел и, захватив оставшееся мясо с собой, продолжил преследование. День едет, два, три… Пал его верховой олень. Омочон пошел пешком. Кончилось мясо, а он все шел и шел.
Вскоре он стал замечать на стоянках снежные бугорки с воткнутой в них палкой. В начале он не обращал на них внимание. Но потом стал удивляться: бугорки были на каждой стоянке, совершенно одинаковые, как будто кто-то нарочно их делал. Раскопал Омочон один из таких бугорков и увидел кусок вареного мяса и несколько оленьих языков. Обрадовался Омочон находке. Поел, силы прибавилось, в глазах посветлело. Прошел еще один день. Подошел он к стоянке. Только что здесь были люди, следы совсем свежие. И здесь, как и на других стоянках, были снежные бугорки, а под ними мясо.
Решил Омочон во что бы то ни стало в этот день догнать людей, кото- рые угнали его жен и оленей. Выехал он на поляну и увидел женщину на олене. Видимо, она отстала от тех, которые ехали впереди. Далеко впереди виднелись едущие люди и стадо оленей. Омочон стал следить за женщиной. Она его заметила. Делая вид, что поправляет вьюки, она украдкой оглядывалась, смотрела назад. Омочон узнал в ней свою старшую жену.
Подъехал Омочон ближе, а женщина и говорит: «Зря ты идешь сюда. Их трое братьев, и все они богатыри».
— Что же мне делать? Посоветуй!
Тогда жена вытащила из вьюка старую, растрепанную одежду и сказала мужу: «Надень все это, а лук свой оставь здесь. Вечером догонишь нас на стоянке. Войдешь в самую большую юрту, Тогда я подойду к тебе и начну бить, приговаривая: «Где ты так долго был, чертов слуга?»
Как решили, так и сделали. К вечеру Омочон дошел до стоянки, вошел в большую юрту и увидел свою старшую жену. Она начала его бить. Так, переодевшись слугой, Омочон стал жить со своими врагами. Позднее он узнал, что на его старшей жене женился старший брат, а на второй жене, молодой и красивый средний брат. Старшая жена предупредила вторую жену Омочона, чтобы она делала вид, будто не узнала своего прежнего мужа и обращалась бы с ним, как со слугой. Омочона заставляли рубить дрова, носить воду. Но он притворялся слабым и все делал очень медленно. Старшая жена, желая восстановить его силы, всегда оставляла ему большой, жирный кусок мяса на дне котла. Когда все поедят, она подавала ему котел и говорила: «Убирайся на улицу, чертов слуга, ешь там». Таким образом, скрывая от всех свои проделки, старшая жена Омочона кормила его самой лучшей пищей.
С каждым днем силы его все росли и росли. Но Омочон и вида не показывал, что он становится сильным. Когда братья-богатыри давали ему для забавы лук, Омочон притворялся таким слабым, что не мог натянуть тетиву, будто бы это было ему совершенно не под силу. Братья хохотали над ним. Иногда даже заставляли его стрелять в них, а сами ложились на спину. У Омочона был такой жалкий и беспомощный вид, что братья не могли удержаться, чтобы не засмеяться.
У братьев-богатырей был старый отец. Он не раз говорил им про Омочона: «Сынки, однако, этот слуга очень странный человек и опасный. Очень удивительно, что когда он спит, один глаз у него всегда бывает открыт. Не лучше ли было бы нам его уничтожить?»
Тогда братья отвечали: «Да ну, что ты, отец, что он сможет нам сделать? Ведь он такой слабый!»
Так они мнили себя непобедимыми и совсем не боялись Омочона, считая его малосильным.
Однажды Омочон сказал своей старшей жене: «Больше я терпеть не могу. Скажи моей второй жене, чтобы она тайком надрезала тетиву у лука среднего брата».
Жены сделали так, как приказал Омочон. Прошло несколько дней. И вот, однажды, когда братья потешались, как всегда, над Омочоном, заставляя его стрелять в них, а сами при этом хохотали, Омочон прострелил грудь старшего из братьев. Младший брат побежал от неожиданности и испуга к своей юрте. Но стрела Омочона настигла его около входа. Средний же брат попытался натянуть тетиву, чтобы выстрелить в Омочона, но лук переломился пополам. Бросился тогда средний из братьев бежать, но стрела Омочона попала ему прямо в спину.
После всего случившегося Омочон вошел в юрту к отцу убитых братьев.
— Я давно подозревал тебя в притворстве и несколько раз говорил сыновьям об этом. Они же не хотели меня слушать, — сказал старик Омочону. — Вот им наказание! Пусть умирают, раз не послушались. Я не хочу жить без них. Убей и меня! Но это можно сделать, только привязав меня к дереву и завязав мне глаза. Когда убьешь меня, достань сердце. Увидишь, что оно имеет три отростка. И если ты съешь кусочек от среднего отростка, то станешь таким же богатырем, каким я был в молодости. А я был гораздо сильней своих сыновей.
Омочон не поверил старику. Выстрелил он в него несколько раз, но ни одна стрела не попала в цель. Только после этого привязал он старика к дереву и завязал ему глаза.
Убил Омочон старика, вынул его сердце и действительно сердце состояло из трех отростков. Омочон не стал их есть. А взял своих жен и уехал с ними в свои родные места..
Там он стал жить так же, как и раньше, охотиться и пасти свои стада. Так жили эвены в глубокой древности.