С открытием месторождения золота в районе верховьев реки Колымы на Союззолото легли трудности создания местных транспортных коммуникаций, доставка оборудования, инвентаря, продовольствия на прииски для развития золотодобывающей промышленности.
Для снабжения приисков наряду с гужевым транспортом планировалось использовать автотранспорт. В конце 1931 года в распоряжении Союззолото находилось 10 тракторов и 10 автомашин, а в долине реки Магаданки построены: гараж, два общежития и склад для нужд автотранспорта. В декабре было, предпринято несколько попыток, проехать на автомашинах и тракторах до Станового хребта, но они закончились безрезультатно. На 1 января 1932 года в распоряжении ЦМЗ находилось 14 тракторов и 10 автомашин. Штат автотранспорта состоял из 111 человек.
Зимой 1931-1932 годов на приисках Верхней Колымы начался голод. Необходимо было ускорить решение транспортной проблемы. В связи с этим дирекция треста Дальстрой в феврале 1932 года организовала тракторную колонну для доставки продовольствия и инвентаря на перевал базу Элекчан. В штат экспедиции были включены трактористы, механики и рабочие дорожники для расчистки снега и устройства временных мостов и объездов. Тракторная колонна вышла из Магадана 27 февраля 1932 года в составе 4 тракторов. Маршрут экспедиции был тяжелый, но, несмотря на трудности, тракторная колонна дошла до Элекчана. А 19 марта 1932 года колонна пришла на базу сплава. Отсюда участниками экспедиции отправлена радиограмма: «Ваше задание сломать тайгу, выполнено. Механический транспорт победил…». До весенней распутицы было выполнено 5 рейсов по этому маршруту.
Для оперативного руководства автотранспортом организован транспортный сектор Нагаевского агентства государственного треста Дальстрой. А 1 апреля образован 1-й транспортный участок.
В августе 1932 года в целях объединения руководства всеми операциями по транзитным грузам, поступающим в бухту Нагаева, организована 1-я Нгаевская транспортная база. В задачу базы входило: «…в) отпуск и транспортировка грузов по разнорядкам Материального сектора до филиала потребителя, или следующего транспортного участка. § 3. Структура базы: … г) автотранспортное хозяйство».
В конце сентября 1932 года 1-я Нагаевская транспортная база преобразована в Транспортную контору. В «Положении о Транспортной конторе», говорилось: «§ 2. Транспортная контора руководит всеми транспортными предприятиями Дальстроя: … автотранспортом».
5 декабря 1932 года Транспортная контора вошла в состав Транспортного управления.
В 1932 году автотранспорт Дальстроя осуществлял перевозку грузов с транзитных складов на стройки в Нагаево-Магаданском районе, доставлял продукты и инвентарь на сплавную базу на реке Хета, а также обслуживал организации и предприятия треста.
В июле 1932 года между поселками Нагаево Магадан организовано автобусное сообщение. С марта по декабрь тракторами перевезено на сплавную базу на р. Хета — 143,5 тонны грузов, автомашинами до с. Ола — 577 тонн. Общие грузоперевозки автотранспорта составили 1010 тонн. На балансе Транспортной конторы состояло: тракторов — 42, автомашин — 31. В штате конторы находилось 415 человек. В этом же году началось строительство первого авторемонтного пункта в п. Магадан (гараж, пропускник, авторемонтные мастерские). В системе УСВИТЛ открыты курсы подготовки водителей и автослесарей.
В 1933 году автотранспорт Дальстроя осуществлял перевозки грузов в глубинные пункты и обслуживал предприятия треста в Нагаево-Магаданском районе.
«В самом Магадане мы не задержались. Водители (среди них был я), приняв машины полуторки, сразу включились в работу, — пишет в своих воспоминаниях А.Ф. Гудеменко бывший заключенный СЕВВОСТЛАГа, — временная трасса тогда была лишь до 30 км. Там находилась перевалочная база для всех грузов, доставляемых в Магадан. Чуть позднее пробили зимник до Элекчана, куда и пришлось выезжать нам, водителям. Все грузы возили две автомобильные бригады. Первая называлась «именем ВЧК». Я входил в эту бригаду. Вся бригада возглавлялась бригадиром Н.Е. Касьяновым. Помну, что он был на год старше меня и на год раньше меня прибыл в Дальстрой как заключенный, осужденный по бытовой статье» За время существования зимника по нему было перевезено 3200 тонн грузов.
В феврале 1933 года организована самостоятельная Автотранспортная контора. В положении об Автотранспортной конторе», говорилось: «§ 2. Находящийся введение Управления Капдорстроя автотранспортный парк и авторемонтные мастерские Упраывления комендатуры Двальстроя передать Автотранспортной конторе. § 3. Автотранспорту взять на учет весь имеющийся в системе Дальстроя механический транспорт. § 4. Пользование механическим транспортом производить на основе договоров и соглашений. § 6. Предусмотреть предоставление автотранспорта для дорожных работ на арендных началах под техническим контролем автотранспорта».
В первом квартале 1933 года автотранспорт осуществлял транзитные перевозки по автозимнику Нагаево-90 км и 90 км-152 км. В мае — июне проведен текущий и капитальный ремонт автомашин. В июле с началом навигации, автопарк использовался на местных перевозках (порт-транзитные склады). В 4 квартале с открытием автопроезда между Магаданом и Элекчаном весь автотранспорт был сконцентрирован на переброске грузов в Элекчанскую перевал базу.
Эксплуатация автотранспорта проходила в не благоприятных условиях: низкие температуры, наледи, снеговые заносы дороги, вызывали частые поломки машин, повышенный расход топлива и смазочных материалов. Остро ощущался недостаток квалифицированных водителей, слесарей, ремонтных мастерских и гаражей.
Во второй половине 1933 года для оперативного управления потоками автотранспорта в структуре Автотранспортной конторы образованы два не больших линейных подразделения: гараж на 90 км, другой на 152 км. В декабре по зимнику на Стрелка тракторами завезено 637,2 тонн груза.
15 декабря 1933 года введение Автотранспортной конторы переданы авторемонтные мастерские (механический цех, кузнечный цех, литейный цех, слесарно-жестяной цех).
В начале 1933 года в Магадане находился 1 гараж площадью 1042 кв. м. В феврале построен еще один на 24 автомашины. В это время на трассе осуществлялось строительство бензозаправочных станций.
Летом 1933 года для перевозки пассажиров на трассе Магадан–Элекчан была выделена грузовая машина. А в ноябре утверждено «Положение о порядке отправки рабочих и служащих в глубинные пункты по трассе дороги». В нем, говорилось: «§ 2. Отправка пассажиров из Нагаево — Магадана возлагается на автотранспорт, из Элекчана — на Элекчанскую комендатуру. § 3. Автотранспорт Дальстроя производит отправку по путевкам, выданным нижеследующих организаций: Группой учета и распределения вольнонаемной рабсилой и Упралением делами треста». Осенью были организованы 3-х месячные курсы водителей.
В 1933 году из Нагаево автотранспортом вывезено 15,5 тысяч тонн различных грузов. К концу года состав автопарка треста Дальстрой насчитывал: автомашин: АМО — 145, ФОРД — 79, тракторов: Коммунар — 19, Катерпиллер — 5, Станинец — 2.
В 1934 году перед автотранспортом Дальстроя стояли следующие задачи: перевезти в глубинные пункты Колымы — 31200 тонн груза, обслуживать строительство дороги.Кроме этого: а) осуществить перевозку грузов, выгружаемых с пароходов на береговые площадки, на Базисные склады в районе Магадан-Нагаево общим весом 75000 тонн, б) обслуживать механическим транспортом организации и предприятия Дальстроя, в) обеспечить перевозки нефтепродуктов для нужд автотранспорта.
Автоперевозки должны были осуществляться по маршруту Магадан-Элекчан. Тракторные: Элекчан–Стрелка–Мякит–прииск Таежный и Элекчан–Сплавная база. В связи с серьезностью поставленных задач с 1 января 1934 года на автотранспорте введен «Устав о дисциплине рабочих и служащих железнодорожного транспорта СССР». Помимо этого Автотранспортной конторе были переданы механические мастерские и электростанция, расположенные на 90 км трассы, а в Магадане ускорено строительство пропускника и гаража №2.
В январе 1934 года на балансе Автотранспортной конторы состояло: автомашин: АМО — 44, ФОРД — 77, тракторов: Коммунар — 31, Катерпиллер — 13, СТЗ — 48, 21 гусеничный прицеп, механические мастерские, кухня склад, 10 глинобитных бараков (так называемый глинобитный городок), фельдшерский пункт и др.
Осенние грузоперевозки 1934 года проводились по этапам. Сначала груз доставлялся до перевалочной базы на 30 км Колымской трассы, затем до 90 км – 152 км и, наконец, оседал на Элекчанской перевалочной базе для дальнейшей отправки потребителям. Магаданская автобаза занималась вывозом грузов до Элекчана, а по специальным заданиям до 300 км. Одновременно с этим из п. Мякит совершено 3 тракторных рейса в район Оротукана. Сюда было доставлено 72 тонны различных грузов.
В январе 1934 года образовано Управление автотранспорта Дальстроя (УАТ). В «Положении об УАТе», говорилось: «УАТ имеет своей задачей: 1. Эксплуатацию механического транспорта, принадлежащего гостресту Дальстрой, для планового обслуживания всех предприятий Дальстроя, на основе заключенных с ним хозрасчетных договоров и соглашений. 2. Производство ремонта автомашин и тракторов, изготовление автомобильных и тракторных запасных частей, а так же частичное обслуживание предприятий Дальстроя работами по обработке металла и ремонту машин и механизмов».
Летом 1934 года в связи с дефицитом квалифицированных кадров водителей и технического персонала была расформирована Магаданская автобаза. Оставлен гараж, куда вошел автотракторный парк и ремонтные мастерские. Осенью коллектив УАТа переведен на хозрасчет. УАТ заключал договор со звеном водителей из 6 человек на грузоперевозки. Договор включал в себя информацию об участке работ, о количестве смен и др. За перевыполнение плана вручалась премия. В связи с этим в Магаданском гараже проведена реорганизация. Весь автопарк был сведен в 4 колонны по 6 машин в каждой. За каждой колонной закреплялась бригада из 24 слесарей.
Зимой 1934 года состоялся опытный пробег автомашины ЗИС–5 с прицепом саней по маршруту Атка–Стрелка. Пробег показал возможность применения саней в виде прицепов к машинам ЗИС–5 и АМО. В этом году из Нагаево в глубинные пункты Колымы автотранспортом завезено 23700 тонн различных грузов. В конце года на балансе УАТа состояло: автомашин: ЗИС–5 — 77, ФОРД — 32, АМО – 150 и др.; трактора: Сталинец — 40, ЧТЗ — 26, Катерпиллер — 9, Фордзон — 2 и др.
В 1934 году в ОЛПе УАТа находилось 1725 заключенных.
В ноябре 1934 года в целях улучшения питания водительского состава, а также мастеров и транспортных рабочих на 90 км, 208 км организованы столовые, на Стрелке, Оротукане, Утинке — столовые с буфетами, на Мяките, Паутовой и в районе Спорного — буфеты. Для заключенных из числа «лучших» водителей выполнявших 125% выработки стоимость питания в столовых на трассе оплачивалась за счет лагерных расходов. Другая часть заключенных оплачивали 50% стоимости обедов, остальная часть покрывалась лагерем.
Зимой 1935 года создана комиссия по разработке вопросов строительства эксплуатационных, технических, ремонтных пунктов по трассе Нагаево — Стрелка. В её состав вошли представители УАТа, УДС, Планово-Финансового сектора. Комиссия должна была определить места строительства автобаз, ремпунктов с учетом их рентабельности и др. Решено было строить автобазы в Магадане, Атке, Спорном. В связи с этим в УАТе организована строительная часть и проектное бюро.
В 1935 году основная часть грузов оседала в районе Спорного. Затем грузопоток разделялся на Усть-Утиную (здесь началось строительство горнорудной фабрики) и Хатыннах.
В транзитных перевозках в 1 полугодии 1935 года участвовали автомашины ЗИС–5 и АМО. Во 2-м полугодии ЯГ-4 и ЗИС–5. Автомашины ЯГ-4 поступили в распоряжение УАТа в июле месяце и использовались на участке трассы Магадан–Атка.
Грузоперевозки в 1935 году осуществлялись по не достроенной трассе. Это приводило к поломкам автомашин, частым капитальным ремонтам, перерасходу горючего и др. Из Нагаево вывезено: товароматериалов — 37487 тонн, нефтепродуктов — 12675 тонн, прочие грузы — 1628 тонн, всего — 501262 тонн. Состав автопарка УАТа насчитывал: автомашины: 346 — УАТ, 10 — другие организации, трактора — 183.
В 1935 году активно строились бензозаправочные станции, возводились линейные предприятия УАТа в п. Атка, Стрелке, Спорном.
В январе 1935 года УАТу передано строительство АРЗа. Возводились здания заготовительного цеха, вулканизации, центральной котельной. Началась модернизация автосборочного, механического и кузнечного цехов. 1июня 1935 года АРЗ был выделен, как самостоятельное предприятие в системе УАТа. Отдельного лагерного пункта у АРЗа не было. Поверка заключенных и подпись строевых записок производилась цеховыми счетными работниками ежедневно. В это время на заводе работало 100 человек. АРЗ осуществлял: капитальный ремонт всех типов автомашин, имеющихся в системе Дальстроя, капитальный ремонт всех тракторов, оковку и отливку деталей и др.
Осенью 1935 года в связи с окончанием дорожного строительства на участке трассы Магадан–Атка в системе УАТа организован Дорожно-эксплуатационный отдел и 1-й линейный участок, который делился на околодки и смотрительства.
В конце 1935 года в системе УАТа введена сдельно-премиальная система оплаты труда водителей на местных и транзитных перевозках. Водители были разделены на категории в зависимости от опыта работы и грузоподъемности машины.
21 марта 1935 года в ОЛПе УАТа находилось 3026 заключенных, 1 июня 1935 года — 2964. Во второй половине 1935 года в ОЛПе УАТа состояло: 3032 заключенных, 21 колонист, 408 вольнонаемных.
В 1936 году трасса Магадан–Хатыннах разделена на три эксплуатационных участка: Магадан–Атка–208 км, Атка–Спорный–235 км, Спорный–Мылга–234 км. За каждым участком было закреплено определенное количество автомашин.
В связи с большим объемом грузоперевозок предусматривалось строительство автобаз и ремонтных пунктов на трассе. Автобазы по проекту состояли из гаражей пропускников на 72 машины, цеха планового ремонта на 65-77 ремонтных мест. Кроме этого автобазы были разделены на разряды:
1 разряд — автобаза, имеющая оборудованные помещения для ремонта и отдельные профилактории.
2 разряд — автобазы оборудованные помещениями для ремонта, но не имеющие профилактория.
3 разряд — автобазы, работающие во временных помещениях.
Перевозка грузов для центральных районов Колымы должна была проходить с перевалкой на Атке и Спорном.
В марте 1936 года в связи с тем, что УАТ стал крупным автотранспортным предприятием, в его составе появились линейные предприятия, возрос парк машин, была проведена структурная реорганизация. Изменилось название – УААТ \Управление – Авто – Авиа – Транспорта. В «Положении об УААТе Дальстроя», гоаворилось: § 1. Управление УААТа имеет своей задачей: а) эксплуатацию автотранспорта и авиатранспорта, б) перевозку грузов и пассажиров, как на транзитных, так и на местных линиях, в) хранение и выдачу получателям, г) эксплуатацию дорожных участков Охотско-Колымской трассы, д) строительство автобаз, авторемонтных заводов, ремонтных пунктов и гражданских сооружений на трассе, е) организацию и проведение промышленной колонизации для обслуживания предприятий Управления» . 9 июля 1936 года в связи с переездом УААТа в п. Мякит Э.П. Берзин издает приказ № 192 по тресту Дальстрой. В нем, говорилось: «… § 3. Управление ААТа переименовать в УАТ».
Слабая техническая оснащенность автопарка УАТа в первом полугодии 1936 года, а так же низкая квалификация водителей, при отсутствии необходимого ассортимента запасных частей и деталей привили к длительным простоям автомашин.
К началу зимних перевозок из 527 машин ЗИС–5 и ЯГ–4 — 55% были технически неисправны и требовали капитального ремонта. План поставок запчастей в 4 квартале был не выполнен. Ожидаемые агрегаты поступили в распоряжение ремонтных служб только в конце года. В довершении всего в декабре 1936 года на Аткинской автобазе органами НКВД ликвидирована контрреволюционная «группа вредителей и врагов народа». За октябрь–декабрь грузооборот Колымской трассы составил: октябрь — 8580 тонн, ноябрь — 8942, декабрь — 9182.
В 1936 году в состав Магаданской автобазы входил гараж на 200 машин, а также мастерские текущего ремонта с пропускной способностью 25-30 машин в месяц.
Автопарк УАТа в 1936 году был разделен на колонны, бригады, звенья. Для систематического обслуживания и текущего ремонта автомашин на автобазах организованы бригады рабочих текущего ремонта. В это же время на предприятиях УАТа была введена не ограниченная сдельная оплата труда ремонтных рабочих.
За 1936 год в Дальстрой было завезено: 567 автомашин, при чем 363 в конце года. К концу года автопарк УАТа насчитывал: 834 автомашин, 221 трактор. В других организациях треста Дальстрой находилось 456 автомашин и тракторов.
В 1936 году автотранспорт Дальстроя: вывез из Нагаево 82,4 тысячи тонн различных грузов, завез в приисковые районы — 60, 8 тысяч тонн.
В 1936 году для выполнения программы грузоперевозок руководство СЕВВОСТЛАГа направило в ОЛП УАТа 3827 заключенных. Средне списочный состав заключенных в ОЛПе УАТа был 5825 человек.
В первой половине 1937 года недостаток ремонтных площадей, отсутствие комплектов оборудования и разработанной технологии ремонта, а также низкая квалификация ремонтных рабочих, привели к тому, что 30% автопарка ожидало ремонта, либо было законсервировано. С 5 мая по 10 июля 1937 года в Дальстрое разыгрался топливный кризис. А в 4 квартале из-за нехватки авторезины простаивало 250 машин. В декабре месяце в эксплуатационном состоянии находилось только 50% автопарка: 15% — законсервированы в ожидании ремонта, 18% — находилось в капитальном ремонте, 17% — в плановом. В это же время на дорогах Колымы произошло 50 аварий и 199 случаев хищений. В связи с этим дирекция треста Дальстрой дала распоряжение органам НКВД провести борьбу с нарушителями дисциплины, дезорганизаторами и саботажниками .
В 1937 году автопарк и личный состав Магаданской автобазы №1 переведен в п. Палатка.
В течение года из Нагаево было вывезено 117,8 тысяч тонн различных грузов. Завезено в приисковые районы — 75,5 тысяч тонн. На конец 1937 года автопарк УАТА насчитывал 2025 автомашин. В этом же году на предприятиях УАТа работало: 838 водителей , 1142 ремонтных рабочих, прочих — 3776. Летом 1937 года в УАТе сконструированы и построены специальные прицепы для перевозки крупногабаритных тяжеловесов.
Сложность доставки нефтепродуктов на Колыму заставила УАТ треста Дальстрой сделать эксперимент и закупить на материке партию отечественных газогенераторных автомобилей. Первые шесть из них завезены в навигацию 1937 года.
5 июля 1937 года Авторемонтный завод выделен из состава УАТа и подчинен непосредственно дирекции треста Дальстрой. В «Положении об АРЗе», говорилось: «§ 1. АРЗ имеет своей задачей: а) производство капитального и восстановительного ремонтов автомашин отечественных марок, б) производство автотракторных запасных частей для автохозяйств гостреста Дальстрой в пределах установленной номенклатурой, в соответствии с существующими стандартами и техническими условиями, в) производство новых механизмов, агрегатов, узлов и деталей для нужд самого завода, так и для других предприятий Дальстроя по заказам последних, г) производство металлообрабатывающего и мерительного инструмента, штампов, приспособлений, кондукторов и др., как для основного производства, так и для поставленных перед заводом производственных задач».
В 1937 году штат завода составлял 132 человека.
В этом году на АРЗе производились строительно-монтажные работы. Они осуществлялись ремонтно-монтажным цехом. Строительство сводилось к достройке уже имеющихся цехов и реконструкции старых. По монтажным работам — установка и монтаж оборудования во вновь организованном инструментальном цехе, кладки термической и футуровке нагревательных печей и др.
В апреле 1937 года реорганизован ОКС УАТа треста Дальстрой. В «Положении об ОКСе УАТа», говорилось, что ОКС, находится в составе УАТа и имеет своей задачей осуществление капитального строительства зданий и сооружений для автотранспорта на территории деятельности Дальстроя.
В декабре 1936 года ОКС УАТа получил задание на проектирование типовых автобаз. В мае 1937 года составлены расширенные проектные задания по 4 автобазам ( в п. Палатка, Атка, Спорный, Берелех). Задания включали в себя: расчет количества ремонтов, определения состава автобаз, количества необходимого оборудования и др. За основу был взят проект типовой автобазы на 300 автомашин.
В 1937 году ОКС имел 4 строительных участка (в п. Палатка, Атка, Спорный, Берелех) и прорабство в п. Мякит.
Ремонт и содержание автодороги Магадан-Дебин осуществлялось 4-мя дорожно-эксплуатационными участками с 23 околотками и 67 обходами. На каждом околотке имелось от 70 до 90 рабочих. Участки подчинялись Дорожно-эксплуатационному отделу УАТа.
С 1932 по 1937 год на Крайнем Северо–Востоке России были созданы: Управление автотранспортом Дальстроя с линейными подразделениями, авторемонтный завод, сеть бензозаправочных станций и др. Это расширило возможности массового завоза на прииски для мощного ускорения темпов золотодобычи.
Эксплуатация автопарка УАТа треста осуществлялась по бездорожью по так называемым автопроездам в суровых климатических условиях. Данное обстоятельство приводило к частым поломкам и авариям автомашин. Строительство автобаз, мастерских авторемонтного завода, гаражей, ремонтных пунктов на трассе проходило параллельно с их эксплуатацией.
Автор статьи: Навасардов Александр Сергеевич
научный сотрудник, кандидат исторических наук